Перевозчик за кладовщика не ответчик
По договору перевозки белорусскому перевозчику было поручено осуществить перевозку оборудования из Польши в Беларусь. При загрузке работником склада отправителя ошибочно было загружено оборудование, не соответствующее сведениям по наименованию и стоимости, указанным в транспортных и коммерческих документах (в инвойсе и СМR-накладной). Об этом перевозчику стало известно при следовании транспортного средства по таможенной процедуре таможенного транзита по территории Беларуси.
Что должен предпринять перевозчик для возврата груза в Польшу? Будет ли перевозчик привлечен к административной ответственности в связи с указанием о ввозимом товаре недостоверных сведений в транзитной декларации?
Прежде всего перевозчик должен уведомить о наличии груза, не соответствующего сведениям, содержащимся в коммерческих документах, ближайший таможенный орган, находящийся на пути следования транспортного средства.
Предположительно, что таможенным органом в данном случае будет начат административный процесс по делу об административном таможенном правонарушении в связи с наличием признаков нарушения порядка таможенного регулирования, допущенного декларантом вследствие ошибочных действий отправителя (экспедитора) и указания в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, сопровождающих товар, сведений, не соответствующих фактическим обстоятельствам.
Следует иметь в виду, что в ч. 3 ст. 14.5 КоАП предусмотрена ответственность за представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде по единой ТН ВЭД ЕАЭС), либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством РБ и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
Можно предположить, что ввиду отсутствия в действиях перевозчика признаков состава административного таможенного правонарушения дело может быть прекращено на основании ст. 10.27 ПИКоАП в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к административной ответственности.
Дальнейшая судьба груза может быть определена на основании принятого в судебном порядке решения. До принятия соответствующего решения груз предположительно должен находиться на ответственном хранении, на складе временного хранения в соответствии с требованиями законодательства РБ. В случае, если по решению суда груз не будет обращен в доход государства, он может быть возвращен его владельцу.