Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
11.01.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перевод долга под прицелом инспектора

Договор перевода долга -- обычная операция, которая, казалось бы, должна волновать только заинтересованных субъектов хозяйствования. Иной точки зрения придерживаются налоговые органы, требуя обязательного согласования таких сделок с ними, причем на основе законодательного акта. По данному вопросу, однако, есть и другие мнения.
Договор перевода долга -- обычная операция, которая, казалось бы, должна волновать только заинтересованных субъектов хозяйствования. Иной точки зрения придерживаются налоговые органы, требуя обязательного согласования таких сделок с ними, причем на основе законодательного акта. По данному вопросу, однако, есть и другие мнения.

Поскольку налоговые органы действительно представляют интересы государства, постольку и способы воздействия на должников-налогоплательщиков должны основываться на экономических (административных) рычагах. Издание нормативного акта, регулирующего договорные отношения, будет подрывать общий принцип гражданских правоотношений -- принцип диспозитивности, основанный на равенстве сторон. Поэтому необходимость согласования любых сделок с налоговыми органами отпадает. Кроме того, согласование -- есть категория гражданско-правовая и характеризуется волей сторон при заключении договора (так называемая согласованная воля).

Разграничение налоговых и гражданско-правовых отношений должно осуществляться последовательно. Нельзя соотносить субъективные категории налогоплательщика и покупателя. Покупатель и продавец -- субъекты в гражданско-правовых отношениях и соответственно налогоплательщик и налоговый орган -- в налоговых отношениях. Правовое регулирование в налоговом праве осуществляется императивным методом, в гражданском праве -- диспозитивным.

Теперь о другом нюансе. Вступая в договорные отношения, должники не имеют какой-либо выгоды, т.е. договор перевода долга является как бы безвозмездным. Однако договор формально безвозмездный может принести лицу, не получающему вознаграждения, вполне реальные выгоды, но лежащие за пределами договора. Было бы странно полагать, что должники могут заключить договор перевода долга на благотворительной основе. Хотя законодательная конструкция не предусматривает какой-либо возмездности между сторонами договора (кредитор является стороной в обязательстве, а не стороной в договоре-сделке).

Соотношение прав и обязанностей в договоре перевода долга позволяет предположить, что зачет взаимных требований в качестве договорного условия между должниками возможен. Так как первоначальный должник передает обязанности новому, то встречная однородная обязанность может быть зачтена. Обязанности нового должника перед первоначальным по обязательству, лежащему за пределами перевода долга, в этой связи прекращаются. Это допустимо, если в договоре перевода долга первоначальный должник воспользуется правом заявления о прекращении такого обязательства. Что касается предъявления встречного требования к зачету новым должником к кредитору, то поскольку кредитор дал согласие на замену должника, постольку новый должник вправе предъявить к зачету имеющееся у него право требования к кредитору. Однако лицо, принявшее на себя долг, воспользоваться для зачета требованием прежнего должника не вправе, так как это означало бы распоряжение чужим имуществом со стороны нового должника.

Наиболее часто на практике зачет взаимных требований заявляет новый должник против требования первоначального должника. Более подробно остановимся на этом.

Проведение зачета взаимных требований между должниками при переводе долга может быть осуществлено, если такой зачет будет заявлен одной из сторон в договоре. Этот вывод основывается не только на норме ст.381 ГК, где указано, что для зачета достаточно заявления одной стороны, но и на том, что договор заключают должники. Это не противоречит правовой конструкции договора перевода долга (ст.ст.362--363 ГК) и на правовой результат перевода долга не окажет никакого влияния. Так как, давая согласие на перевод долга, кредитор интересуется лишь платежеспособностью нового должника.

В этой связи отношения между первоначальным должником и новым должником, выходящие за рамки перевода долга, где они соответственно являются кредитором и должником, должны рассматриваться самостоятельно, в отрыве от перевода долга. Договор перевода долга служит лишь основанием прекращения обязательства между должниками. Предполагается, что и механизм налогообложения налоговыми органами должен осуществляться обособленно: не смешивая перевод долга с договорными отношениями между должниками, где в самостоятельном обязательстве они являются кредитором и должником.

Рассмотрим конкретную ситуацию.

Между предприятием А и предприятием В заключен договор поставки продукции, по которому предприятие А является покупателем, а предприятие В поставщиком. В ходе исполнения данного договора произошла отгрузка продукции, в связи с чем у предприятия А образовалась задолженность.

Предприятие А ввиду невозможности оплаты долга в нужное время (либо по каким-то другим причинам) с согласия кредитора (предприятия В) заключает с предприятием Б договор перевода долга. По этому договору предприятие Б становится обязанным по погашению задолженности по договору поставки перед предприятием В. Предприятие Б может заявить зачет взаимных требований, так как оно является должником предприятия А в самостоятельном договорном правоотношении между предприятиями А и Б.

При отражении в бухгалтерском учете и исчислении налогов необходимо учитывать следующую особенность: предприятие А выбыло из обязательства (перестало быть должником по договору поставки), однако факта оплаты продукции не произошло.

Отражение операций после погашения задолженности по договору перевода долга (в связи с зачетом требований) осуществляется: для предприятия А -- по дебету сч.76 и кредиту сч.51; для предприятия Б -- наоборот.

В данный момент (для предприятия А) произошла фактическая оплата за поставленную продукцию, а потому возникло право на возмещение по НДС.

Для того чтобы можно было идентифицировать оплату по договору перевода долга с фактом несения затрат по полученной продукции, в платежном поручении целесообразнее указывать следующую формулировку: "Оплата в соответствии с договором перевода долга за полученную продукцию".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by