$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

27.08.2010

Минэкономики намерено инициировать внесение законопроекта «О государственно-частном партнерстве» в план подготовки законопроектов на 2011 г. Правда, в министерстве готовятся к тому, что его согласование с другими ведомствами может оказаться непростым.

Участники недавнего совещания в Минэкономики в целом высказались за появление отдельного нормативного правового акта о ГЧП. При этом обсуждение выявило серьезные отличия в понимании данного явления и того, в какую форму его следует облечь.

Разработанные НИЭИ Минэкономики концепция и проект закона «О государственно-частном партнерстве» сосредоточены на экономической стороне вопроса. Акт должен охватывать ГЧП и в других сферах, в т.ч. в решении проблем социально-экономического развития, нормотворчестве, передаче отдельных функций от госорганов частному бизнесу и т.п., считает советник МФК, заслуженный юрист Беларуси Валерий ФАДЕЕВ.

Координатор проектов ПРООН Людмила ИСТОМИНА, напротив, убеждена, что понятие ГЧП по опыту других стран необходимо сузить до сферы инфраструктурных проектов и привлечения в них крупных инвесторов. Правда, придут они только в том случае, если закон будет соответствовать международным стандартам, считает Л.Истомина. Для этого следует провести его экспертизу в международных организациях, к примеру в ЮНСИТРАЛ ООН или ЕБРР, и добиться присвоения достаточно высокого рейтинга.

Со своей стороны, представители ряда министерств признались, что пока не имеют четкого представления, как применять ГЧП. Как, к примеру, допустить частников к рынку услуг жилищно-коммунального хозяйства? Как найти им место в весьма монополизированной сфере энергетики? Эти и другие вопросы мы только начинаем осмысливать. Так, в стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь на период до 2020 г., утв. постановлением Совмина от 9.08.2010 № 1180, привлечение капитала в формате ГЧП упоминается одной строкой, а из форм работы с инвесторами рассматривается только приватизация энергетических объектов и то не ранее 2014 г.

Возможно, нам еще понадобится немало времени, чтобы прийти к пониманию, что такое ГЧП, и определиться с парадигмой взаимодействия, считает Л.Истомина. Столкнувшись с такой проблемой, в других странах начали проводить специальные курсы для чиновников, привлекать для этого юристов, консалтеров. Ведь специальные знания нужны не только для того, чтобы увидеть сферу применения ГЧП, но и оформить партнерство: на Западе договоры между государством и частным инвестором могут состоять из нескольких томов.

Многим белорусским чиновникам еще предстоит поменять принципы работы. Особенно это касается представителей местной вертикали, для которых предложить инвестору в довесок колхоз, попросить безвозмездно отремонтировать детсад, школу, проложить водопровод стало повсеместной практикой. Почему-то многие считают, что частник должен постоянно что-то давать государству. А вот об интересах самих бизнесменов чиновники задумываются куда реже. Между тем партнерство будет успешным лишь тогда, когда оно основано на взаимной, а не на односторонней выгоде. Поэтому хотелось бы, чтобы один из основных принципов ГЧП — справедливость не только понимался как добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество партнеров на основе договорных форм, включая согласованное разделение полномочий, ответственности и распределения рисков при сохранении социальной ответственности государства перед населением, но и реально воплощался в жизнь. Здесь многое будет зависеть от финансовых условий партнерства. Скажем, соглашение о ГЧП может предусматривать выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности партнера из средств республиканского и местных бюджетов, в т.ч. с целью обеспечения минимального дохода от деятельности частного партнера по эксплуатации объекта соглашения; оплату по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ, услуг), предусмотренного соглашением и произведенного частным партнером; компенсацию ему условий минимального объема потребления. Но если размер этих выплат не будет обеспечивать достаточную норму прибыли, желающих стать партнерами среди частников найдется немного.

Заметим, что ряд форм ГЧП, к примеру, концессия или доверительное управление имуществом, не предполагают передачу основных средств в собственность инвестору. Это способно отпугнуть частный капитал, если ему не будут предоставлены дополнительные гарантии. Поэтому принципиально важно обеспечить ответственность государства в лице уполномоченных чиновников по обязательствам договоров ГЧП. Статья 28 подготовленного НИЭИ Минэкономики проекта закона предусматривает персональную ответственность представителей власти за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, но данная норма, если документ будет принят, еще потребует развития на уровне подзаконных актов. Хотя начальник юридического управления Минэкономики Владимир ХЛАБОРДОВ посоветовал не обольщаться насчет того, что министерства добровольно возьмут на себя дополнительную ответственность. Кроме того, по его словам, некоторые ведомства и вовсе недоумевают, зачем нужен закон о ГЧП, когда для большинства его основных форм, в т.ч. для госзакупок, СЭЗ, инвестиционных договоров, концессий и т.д., либо уже действуют, либо разрабатываются отдельные законодательные акты.

Для принятия закона о ГЧП понадобится определенная политическая воля и желание (а может и крайняя необходимость) двигаться вперед. Как показывает практика, принятие нормативного акта и закрепление того или иного понятия в законодательстве еще не означает его автоматическую работу. Инвестдоговоры, которым в Инвестиционном кодексе, принятом в 2001 г., посвящена отдельная глава, получили широкое применение лишь после появления Декрета от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», а распространенные в мире концессии (которым также отведена целая глава в кодексе) у нас до сих пор ждут своего часа.

Возможно, путь объединения и систематизации инструментов ГЧП в одном нормативном акте также будет непростым. Впрочем, начало обсуждения темы уже полезно. Многим оно позволяет выйти за рамки узкого номенклатурного мышления.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО