$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

ПЕРЕСТРОЙКА МАРКЕТИНГА И ЭКСПОРТА

23.07.2010

Саммит предприятий-экспортеров, прошедший 15—16 июля в Минске под патронатом Белорусской торгово-промышленной палаты и организованный Центром «Маркетинговые системы», был посвящен оценкам ситуаций на внешних рынках, технологиям и стратегиям проникновения на них, а также поиску резервов развития внешнеэкономических служб отечественных предприятий.

Заместитель директора департамента ВЭД МИД Александр Аверьянов в своем выступлении обратил внимание на необходимость системных мер для раскрытия экспортного потенциала страны. Одна из них — улучшение эффективности маркетинговых служб и отделов ВЭД на предприятиях. А.Аверьянов сообщил, что по поручению главы государства был подготовлен доклад, в котором, в частности, говорится, что проявившиеся во время экономического кризиса проблемы во внешней торговле возникли из-за неэффективности не республиканских органов управления, а в основном низовых звеньев — маркетинговых и ВЭД-служб отраслей. Одна из причин этого — нехватка кадров. Между тем белорусские вузы ежегодно выпускают сотни дипломированных специалистов в этой области. Несмотря на то что экспорт определен приоритетом в экономическом развитии, основное внимание руководителей предприятий и региональных администраций было сконцентрировано на вопросах производства товаров и услуг и мало внимания уделялось комплексу вопросов сбыта продукции. Отсюда и затоваривание складов, и сопутствующие трудности, полагает сотрудник МИД.

Оказывается, всего 4% специалистов ВЭД и маркетинговых служб организаций, подчиненных правительству, ведущих предприятий страны имеют высшее экономическое образование, опыт работы за рубежом — только 7%, владеют иностранными языками — 14,2%. Поэтому правительством был разработан и начинает реализовываться комплекс мер по повышению эффективности служб ВЭД госорганов и предприятий, внедрению системы стимулирования их работы.

А.Аверьянов уточнил, что в 11 вузах страны в год выпускается около 820 специалистов в области внешнеэкономической деятельности и 340 — по иностранным языкам. Примерно треть из них учится за бюджетные средства. В этом году активизирована работа по заключению договоров для прохождения студентами практики в экспортоориентированных предприятиях. В Минобразования поступили заявки о возможности предоставления 165 мест для прохождения практики, 130 — для последующего трудоустройства. Дальнейшее решение проблемы находится в компетенции отраслевых органов управления. Сотрудник МИД выразил надежду на то, что отстающие предприятия перестроят работу своих маркетинговых и ВЭД-служб.

Об управленческом опыте, в котором эффективный маркетинг стал фактором успеха, рассказал директор НПП «ЛЭМТ» Алексей Шкадаревич. Сегодня большая часть продукции предприятия идет на экспорт, в т.ч. в США, Канаду, Японию, страны Ближнего Востока. «Мы не работаем на склад, у нас нет «замороженных» оборотных средств. Конечно, это оборачивается колоссальной нагрузкой на службу маркетинга. На основе анализа ситуации на международных рынках специалисты создают широкую номенклатуру изделий — маркетинговые образцы, которые предлагаются заказчику. Когда появляется потенциальный покупатель, базовые модели модернизируются».

Содержанию торговых домов за рубежом ЛЭМТ предпочел дилерскую сеть, работающую по агентским соглашениям. Если в какой-либо стране объем поставок превышает 1 млн. USD, создаются сервисные центры. Так, они уже есть в Венесуэле, Дании, Алжире, Сирии, Вьетнаме, Египте и некоторых других странах.

Важной частью бизнеса является торговля лицензиями. Это не требует особых затрат, зато позволило построить за рубежом цеха и целые заводы, получать хорошие доходы, значительная часть которых направляется на разработку новой техники.

По мнению А.Шкадаревича, вхождение в ТНК неизбежно влечет частичную утрату самостоятельности и подавление инженерного творчества. Так что это не может быть основным направлением развития. Директор ЛЭМТ настороженно смотрит на технологии слияний и поглощений, особенно с участием российских компаний. В России накоплен большой опыт таких операций, но, к сожалению, большинство бизнесменов там рассматривают приобретаемые предприятия не как объекты хозяйственной деятельности, а как товар для перепродажи. «Я располагаю информацией о незавидной судьбе средних по размеру компаний, которые попали к новым владельцам, не заинтересованным в их развитии, — говорит А.Шкадаревич. — К нам тоже поступают такие предложения, мы их пока не приняли».

Заместитель начальника отдела защитных мер и доступа на рынки Министерства иностранных дел Дмитрий Фомченко обратил внимание экспортеров на то, что в последние два года использование защитных мер в торговле усилилось практически во всех государствах, в т.ч. 28 — в отношении белорусской продукции. Примечательно, что эти меры применяют семь стран, являющихся ключевыми торговыми партнерами нашей страны. «Развитие Таможенного союза и создание ЕЭП предполагает подписание пакета соглашений, которые будут включать в себя вопросы регулирования доступа на рынок госзакупок, конкуренции и субсидий в промышленном и сельскохозяйственном секторах. Таким образом, будут созданы предпосылки для снятия ограничений, имеющихся в торговле с Россией», — предположил Д.Фомченко.

«В отношениях с Украиной мы рассчитываем на прекращение антидемпингового расследования против белорусских шин и ведем переговоры, чтобы урегулировать вопросы поставок на наш рынок украинского пива и крахмальной патоки, — рассказал сотрудник МИД. — В июле–августе, думаю, соответствующие соглашения будут подписаны. За последний год количество защитных мер в торговле с этой страной удалось снизить с 10 до 5».

По оценке Д.Фомченко, антидемпинговые меры со стороны ЕС в отношении белорусских калийных удобрений, карбамидо-аммиачных смесей, сварных труб не блокируют продажи, но все же хотелось бы торговать без ограничений. На это и направлены усилия министерства, в т.ч. переговоры о признании Евросоюзом рыночного статуса экономики РБ.

По мнению гендиректора РУП «Белэксимгарант» Геннадия Мицкевича, с начала года в промышленном и банковском секторах усилилась тенденция страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Количество таких договоров страхования выросло с 956 в 2008 г. до 2318 в 2009-м, а в I полугодии 2010 г. — до 1472, что на треть больше, чем в январе–июне прошлого года. Страховая сумма по таким договорам в 2009 г. возросла почти в 6 раз по сравнению с 2008 г., до 688,4 млрд. Br. За январь–июнь 2010 г. она увеличилась в 2,2 раза к аналогичному периоду 2009 г., до 460,9 млрд. Br. Активнее других в этом году, как и в прошлом, страхуют экспортные риски предприятия Минпрома (54,23% всего объема страховых сумм), банки (17,4%), производители косметики (7,3%), субъекты Минсельхозпрода (5%), концерна «Белбиофарм» (4,1%). География страхования экспортных рисков свидетельствует о том, что 65% страховых сумм приходится на контракты, заключаемые с контрагентами стран СНГ, из них 47% — с российским бизнесом. В 2009 г. ситуация была обратной: 40% общей страховой суммы приходилось на контракты с Пакистаном, а 28% — с Россией. В целом большой удельный вес страхового покрытия (45,7%) приходится на страны с высоким уровнем странового риска (Пакистан, Узбекистан, Киргизия, Мьянма, Туркменистан и др.).

В числе преимуществ, которые получают субъекты хозяйствования при страховании экспортных рисков, — возможность получения экспортного кредита по ставке CIRRS (4–6% годовых, включая страхование). Источником господдержки является зарезервированный в республиканском бюджете на 2010 г. предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков на сумму 334 млн. USD. Предусмотрена выдача из госбюджета ссуд для выплаты при необходимости страховых возмещений на общую сумму 185,7 млрд. Br. Компенсации из республиканского бюджета потерь банкам от предоставления экспортных кредитов определены в размере 20 млрд. Br.

Г.Мицкевич напомнил, что СК «Белэксимгарант» с поддержкой государства страхует экспортные контракты от политических и коммерческих рисков, инвестиции белорусских предприятий в иностранных государствах от политических рисков, убытки экспортеров, связанные с исполнением экспортных контрактов, риски непогашения банковских кредитов, выданных нерезидентам для закупок белорусской продукции, риски по операциям международного лизинга.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА