$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Пересмотреть и упростить

10.07.2007

Насколько проще станет жить бизнесу, зависит во многом от него самого. Такое мнение, говоря о кампании по упрощению административных процедур, применяемых в отношении субъектов хозяйствования, высказал директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр ЛИХАЧЕВСКИЙ на заседании Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Все разрешительные процедуры, которых насчитывается около 1,2 тысячи, связанные с вхождением в бизнес, осуществлением деятельности, выходом из него, сейчас пересматриваются, чтобы их упростить и сократить, отметил он. Глава государства и премьер-министр здесь категоричны: в этой сфере необходимо навести порядок, сказал А.Лихачевский.

Вице-премьер правительства Андрей Кобяков, который возглавляет рабочую группу по упрощению административных процедур, утвердил график проведения совместных заседаний государственных органов с предпринимательскими объединениями. Встречи должны состояться до конца августа. Причем аргументы министерств, что они применяют ту или иную процедуру, поскольку она утверждена каким-то нормативным актом, приниматься к рассмотрению не будут, отметил А.Лихачевский.

«Конечно, мы не решим все проблемы сразу в ходе этой кампании, — считает он. — Это долгий и сложный процесс. Европа уже около 30 лет воюет со своими административными процедурами». Но если у рабочей группы не будет реальных предложений от субъектов хозяйствования (их они должны направить в предпринимательские объединения либо в Минэкономики), то революция для бизнеса может оказаться лишь шумовой: поговорили и забыли, предупредил глава департамента, призвав субъектов хозяйствования активнее участвовать в этом процессе.

К слову, в ходе заседания Совета руководители предприятий высказали свои соображения по ряду процедур. В частности, они предложили отменить обязательную сертификацию ряда работ и услуг в строительстве — малярные, отделочные и др. Ее планировалось ввести с 1 июля 2007 г., но затем перенесли на более поздний срок. По мнению субъектов хозяйствования, эта сертификация является административным барьером для развития малого и среднего бизнеса и повлечет удорожание строительства.

Сертификация — одна из наиболее запутанных сфер, разобраться в которой сложно не только субъектам хозяйствования, но самим госорганам, высказала мнение первый замдиректора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) Нина Наумович. По ее словам, особые нарекания у производственников вызывает получение сертификата собственного производства. Для этого фактически нужно представить весь архив организации. Кроме того, эту продукцию нужно подтверждать ежегодно, что крайне накладно. По информации одного из участников заседания, каждый год на получение этого документа его предприятию приходится тратить 40 млн. Br.

Любопытно, что, по мнению Госстандарта, применяемые им процедуры следует называть «техническими действиями», которые совершаются в соответствии с законодательством. В связи с этим он предлагает не рассматривать вопросы технического нормирования и стандартизации, метрологии и оценки соответствия на рабочей группе по упрощению административных процедур. «Госстандарт проводит системную работу по совершенствованию порядка проведения сертификации, отрабатывает формы документов, анализирует и уточняет соответствующие процедуры. Эти действия не являются сложными или многоступенчатыми», — говорится в письме ведомства Министерству экономики.

В ходе заседания Совета по развитию предпринимательства представители бизнес-сообщества поднимали также вопрос об исключении из лицензируемых видов туристической деятельности и розничной торговли. С таким предложением планируется выйти на правительство.

«В Беларуси до сих пор нет нормативного акта, который бы содержал перечень конкретных видов работ и услуг, подлежащих лицензированию. Принятый в 2003 г. Декрет № 17 эту проблему не решил», — пояснила Н.Наумович. Там определены по сути лишь сферы деятельности, что дает чиновникам возможности для маневра. В результате под лицензирование подпадает многое из того, что не несет угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности страны и т. д., как это закреплено в упомянутом декрете.

Изучение этого вопроса на опыте зарубежных стран показало, что лицензирование розничной торговли в мире практически нигде не применяется, сообщила Н.Наумович. Отсутствует оно и в России, где за последнее время существенно продвинулись в сокращении видов лицензируемой деятельности. В частности, там были отменены специальные разрешения на туризм, полиграфию и ряд других.

В Беларуси туризм фактически лицензируется дважды, поскольку субъекты хозяйствования обязаны еще и проходить сертификацию. Эксперты предлагают внести изменения в ряд нормативных актов — Декрет № 17, а также постановления Совмина, регулирующие сферу лицензирования.

Дмитрий ЕРМАК