$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

05.04.2011

Множество проблем, накопившихся в белорусском аудите в связи с отменой его лицензирования, неясностью места в экономике страны, противоречиями регулирования и качества, нуждаются в скорейшем разрешении. Помочь этому должна новая редакция Закона «Об аудиторской деятельности», разработанная Минфином. Рассмотрим основные из предлагаемых новшеств.

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ сообществе неоднократно возникали споры о неэквивалентности понятий аудиторской деятельности и аудита, хотя они часто употребляются как синонимы. Отечественный законодатель обошел этот вопрос в действующей редакции Закона. В проекте, наоборот, имеется четкое разграничение. Аудит определен как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности (финансовой информации) аудируемых лиц в целях выражения мнения о ее достоверности, а аудиторская деятельность — как предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами — индивидуальными предпринимателями аудиторских услуг. Появился в проекте и ряд других понятий, ранее упоминавшихся лишь в отдельных правилах аудиторской деятельности. Среди них — определение внешнего и внутреннего контроля качества, конфликта интересов, кодекса профессиональной этики аудиторов, финансовой информации, отчетности, составленной в соответствии с «иными требованиями» (МСФО и зарубежным законодательством). Вырастает и роль международных стандартов аудита: в соответствии с ними должны разрабатываться национальные правила аудиторской деятельности.

В мировой практике аудит как форма независимого контроля признается важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности, необходимым инструментом управления бизнесом и инвестиционными процессами. Поэтому к занятию аудитом допускаются лица, обладающие необходимой квалификацией и наделенные соответствующими полномочиями. Так что не удивительно появление вместо лицензирования иного способа допуска. Им станет реестр аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, без включения в который осуществление аудиторской деятельности будет признаваться незаконным со всеми вытекающими последствиями. В проекте закона перечислены правила включения в реестр и исключения из него. Отметим, что помимо названных в законе Минфин сможет установить и иные основания для исключения.

Условия включения в реестр во многом повторяют прежние лицензионные требования, особенно для аудиторов — ИП. А вот аудиторские компании ждут перемены. Так, в их штате должно быть не менее 5 аудиторов, для которых данная организация является основным местом работы, вместо прежних трех. При этом, как и ранее, аудиторские услуги должны будут оказываться только штатными аудиторами. Чтобы проводить обязательный аудит общественно значимых организаций, понадобится иметь в штате не менее 7 аудиторов, в т.ч. не менее двух, имеющих международно признанные сертификаты по МСФО. Правда, чтобы эта норма заработала, сначала надо принять новую редакцию Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» с определением общественно значимых организаций (Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, ОАО, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, страховые организации, профучастники рынка ценных бумаг, биржи и другие организации по перечню, определяемому Совмином) и ввести обязательное составление ими отчетности по МСФО.

Аудиторские организации и аудиторы — ИП планируется обязать заключать договора страхования гражданской ответственности на случай причинения вреда другим лицам при осуществлении аудиторской деятельности. Ранее это требовалось лишь при проведении обязательного аудита. Порядок такого страхования предполагается устанавливать законодательными актами.

Изменится круг лиц, подлежащих ежегодному обязательному аудиту достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. К ним, как и прежде, относятся ОАО, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, страховые организации и брокеры, резиденты ПВТ, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, профучастники рынка ценных бумаг. Отметим, что обязательный аудит достоверности отчетности, составленной по законодательству РБ, планируется не проводить у тех общественно значимых организаций, у которых за аналогичный период проведен аудит годовой отчетности, составленной по МСФО.

Обязательный аудит общественно значимых организаций будут вправе проводить только аудиторские фирмы, работающие на рынке более 3 лет, являющиеся членами аккредитованного аудиторского объединения и включенные в особый реестр. Такое «отсечение» стало логичным решением затянувшегося спора о целесообразности допуска этой категории аудиторов, не имеющих системы внутреннего контроля, к обязательному аудиту. Такой же выход нашли в РФ, где до недавнего времени индивидyальным аудиторам было запрещено заниматься обязательным аудитом, а с 1.01.2010 г. разрешено оказывать такие услуги российским компаниям, кроме тех, чьи ценные бумаги допущены к обращению на фондовом рынке, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, и проверки консолидированной отчетности.

Можно предвидеть, что в Беларуси решение, отсекающее аудиторов — ИП (которых на 1.01.2011 г. насчитывалось 565) от наиболее выгодных заказов, вызовет бурю протеста, тем более что круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, сократится и за счет изменения количественных параметров. Так, согласно проекту помимо названных обязательному аудиту будут подлежать организации, у которых за предыдущий год объем выручки превысит 3 млн. EUR, или сумма активов баланса на конец года — 1,5 млн. EUR, либо средняя численность работающих — 250 человек. Таким образом, многим субъектам малого предпринимательства обязательный аудит не понадобится (как и было обещано Директивой № 4), что избавит их от лишних расходов, а некоторых аудиторов — от стабильных доходов.

Усилит конкуренцию и принцип ротации: аудиторские фирмы и аудиторы — ИП не смогут аудировать одно и то же предприятие более 5 лет подряд, если законодательством не установлено иное.

СУЩЕСТВЕННО изменился перечень сопутствующих услуг. Так, более подробно перечислен в проекте спектр консультационных услуг, к которым отнесены бухгалтерское, налоговое, экономическое и финансовое консультирование. К прежнему их списку добавились юридические услуги (которые, впрочем, требуют наличия соответствующей лицензии), проведение научно-исследовательских работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Особое место занимает оценочная деятельность, включая оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухучет (за исключением независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации и полученных безвозмездно), декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования. Правда, Указ от 20.10.2006 № 622 допускает применение метода прямой оценки только своими силами или с привлечением субъектов, занимающихся оценочной деятельностью, а таковые должны отвечать требованиям Указа от 13.10.2006 № 615.

Аудиторы смогут заниматься обучением по вопросам не только осуществления аудиторской деятельности, но и ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности, финансового планирования.

СЕРЬЕЗНО вырастет роль профессиональных аудиторских объединений (ПАО). Помимо названных выше требований, они при наличии аккредитации будут осуществлять внешний контроль качества работы своих членов — аудиторских фирм и аудиторов — ИП. Принципы такого контроля предполагается устанавливать в правилах аудиторской деятельности, а конкретный порядок, сроки и периодичность — внутренними правилами ПАО. Государство оставляет за собой только контроль за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности, аттестацию и ведение реестра. Но и здесь ПАО смогут принимать активное участие.

В проекте перечислены основные условия аккредитации ПАО, в т.ч. членство не менее 30 аудиторских организаций или 50 аудиторов — ИП, а также наличие регламентов, позволяющих выполнять возложенные законом функции. Будет ли этого достаточно для успешной работы — вопрос довольно спорный. Права и обязанности ПАО, перечисленные в проекте, будет непросто реализовать в отсутствие достаточно четко разработанного законодательства об общественных саморегулируемых организациях. К тому же, помимо нормативных требований и лоббирования интересов в коридорах власти, объединения должны пользоваться авторитетом у своих членов и в бизнес-сообществе в целом. А чтобы проверять качество аудита, надо обладать определенными ресурсами — материальными, методическими и человеческими. Готовы ли аудиторы, невзирая на конкуренцию, объективно и непредвзято проверять друг друга?

Леонид ФРИДКИН