$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ©

25.07.2014

Решение об изменении ставок НДС и налога на прибыль приобрело уже не только концептуальную основу (см. «ЭГ» № 53, с. 3), но и более конкретные формы — в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» на следующий год.

Налог на прибыль сегодня признан «нестабильным доходным источником, зависящим от внешних шоков и происходящих макроэкономических колебаний». Это не позволяет сформировать сбалансированный бюджет в условиях остающейся относительно мягкой бюджетной политики в области расходов, а также обеспечить полное финансирование сложившихся государственных обязательств. Таких недостатков, по мнению разработчиков документа, лишен НДС, который является налогом на внутреннее потребление и обеспечивает стабильные поступления в бюджет даже в условиях высокой инфляции и замедления темпов роста экономики. Эти два налога в доходах бюджета и ВВП на протяжении ряда лет и составляют около 30 и 9% соответственно. По расчетам авторов законопроекта, рост ставки НДС не только принесет бюджету дополнительно около 5,8 трлн. Br, но и обеспечит усиление налогового давления на импорт, в т.ч. потребительский, а также на товары не первой необходимости, реализуемые на внутреннем рынке, позволит минимизировать негативные последствия внешних шоков и макроэкономических колебаний на доходы бюджета, а также поспособствует связыванию свободной денежной массы в экономике, поскольку окончательную сумму НДС, накопленную в цене товара, полностью оплачивают конечные потребители.

Правда, разъясняют разработчики проекта, будут и отрицательные последствия. Прежде всего, это одномоментный рост цен на товары, работы, услуги (за исключением социально значимых и освобождаемых от налогообложения), что, по предварительным оценкам Минэкономики, приведет к дополнительному росту инфляции на 1,8 п.п. Такова оборотная сторона «связывания» свободных денег. Заметим, что вряд ли стоит рассчитывать на неизменность цен на социально значимые товары и услуги, облагаемые НДС по ставке 10% и освобожденные от налога. Ведь при их изготовлении используются компоненты, облагаемые НДС по общей ставке, в т.ч. импортные. Не удастся избежать и дефицита оборотных средств предприятий в связи с удорожанием импорта и товаров внутреннего рынка. Однако авторы документа уверяют, что такой дефицит будет носить временный характер, поскольку НДС возмещается продавцам покупателями и потери оборотных средств для экспортеров будут минимизированы быстрыми сроками возврата НДС из бюджета (1 месяц). Впрочем, и такой временной лаг дорого обойдется предприятиям при нынешней стоимости капитала.

Для пущей убедительности в обосновании проекта упомянут мировой опыт: из 18 европейских стран за последние 5 лет ставка НДС была увеличена в 14 странах, в т.ч. в Великобритании, Польше, Чехии, Румынии, Венгрии, странах Балтии, Испании, Италии, Греции, Франции и др. Но макроэкономические условия в этих странах несколько отличаются от белорусских. В ЕС повышение налогов проводилось в условиях низкой инфляции, а то и при дефляции, большого бюджетного дефицита и близких к нулю процентных ставок. У нас же — двузначная инфляция, усугублять которую дополнительным фискальным бременем вряд ли разумно, нулевой бюджетный дефицит и крайне дорогие кредиты. К сожалению, эти условия сохранятся и в следующем году. В придачу ставка НДС повышалась в упомянутых странах в качестве одной из антикризисных мер. Но у нас-то, как заверяют власти, никакого кризиса нет, а напротив, сплошная стабильность.

Что до связывания свободной денежной массы, здесь гораздо эффективнее срабатывают соблюдение пропорций в росте заработной платы и производительности труда, обеспечение стабильности национальной денежной единицы и развитие финансовых рынков. А «давление на потребительский импорт» неизбежно перекидывается и на промежуточный импорт — ведь в продукции белорусских предприятий очень велика доля импортной составляющей.

В 2015 г. также планируется увеличение ставок акцизов на все группы подакцизных товаров, а наиболее значительный рост предусмотрен на алкогольную (на 20%) и табачную продукцию (на 28%). Повышение акцизов традиционно объясняется необходимостью гармонизации акцизной политики в странах Таможенного союза и ЕЭП. По мнению разработчиков, такой рост ставок акцизов на табачные изделия учитывает увеличение ставок на аналогичную продукцию в РФ. А повышение ставок акцизов на нефтепродукты планируется в пределах инфляции. Предполагается, что за счет дополнительных поступлений этих платежей бюджет получит 3,1 трлн. Br.

Снижение ставки налога на прибыль с 18 до 15%, по расчетам разработчиков, позволит оставить в распоряжении плательщиков около 2,8 трлн. Br, т.е. почти вдвое меньше, чем дополнительный доход казны от роста ставки НДС. Правда, авторы законопроекта уверяют, что произойдет повышение инвестиционной привлекательности благодаря снижению ставки налога на прибыль до наименьшего в Таможенном союзе и Европе уровня, снижению налоговой нагрузки на экспортеров в связи с применением ими нулевой ставки НДС, т.е. полного возмещения из бюджета сумм налога, уплаченных при производстве экспортируемых товаров. Впрочем, механизм подтверждения нулевой ставки НДС, который не всегда работает слаженно, несколько снижает этот эффект. К тому же рост НДС отвлекает оборотные средства, что не лучшим образом влияет на инвестиции.

В законопроекте предполагается разрешить учитывать при налогообложении прибыли затраты на командировки в части возмещения расходов по найму жилого помещения в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, а при отсутствии документов — по нормам, установленным законодательством.

По подоходному налогу на 2015 г. предлагаются следующие меры: индексация ставок подоходного налога, установленных в фиксированных суммах, на прогнозируемый уровень инфляции; индексация размера налоговых вычетов (за исключением социального) на прогнозируемый рост зарплаты в экономике; увеличение размера доходов, освобождаемых от подоходного налога, а также размера социального налогового вычета по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов с 12 млн. Br до 16 млн. Br. К сожалению, ни предложения экспертов, ни мировой опыт не заставили законодателей установить стандартный налоговый вычет в размере бюджета прожиточного минимума. Правда, не происходит и «покушений» на плоскую шкалу подоходного налога. Между тем недавно в Госдуму РФ внесен законопроект, предусматривающий облагать налогом на доходы физических лиц по ставке 30% годовую сумму доходов, превышающую 12 млн. RUB. Однако коснется это, по предварительным подсчетам, лишь 0,2% россиян, которые в совокупности получают 2/3 всех доходов в стране.

В ЗАКОНОПРОЕКТЕ предлагается предоставить областным (Минскому городскому) Советам право увеличивать ставки налога на недвижимость по неиспользуемому (неэффективно используемому) государственному имуществу до 10 раз, вместо нынешнего 5-кратного увеличения. Аналогичную норму предлагают и по налогу на землю. Кроме того, предусмотрено усиление дифференциации ставок налога при обложении земельным налогом земельных участков, находящихся в районах городов, имеющих высокую кадастровую стоимость путем предоставления местным Советам права увеличивать до 5 раз ставки земельного налога при налогообложении земельных участков, имеющих высокую рыночную стоимость. Заметим, что кадастровая стоимость может существенно отличаться от рыночной, если таковая вообще определяется. В условиях крайне ограниченного рынка земли в РБ определение рыночной стоимости выглядит весьма эфемерно. Если же она будет устанавливаться чиновниками расчетным путем, то можно не сомневаться, что землевладельцам их имущество обойдется дорого.

ИЗМЕНЕНИЯ запланированы и по экологическому налогу. Здесь предлагается увеличить до 3-кратного размера ставку для собственников отходов производства, не перечисливших владельцу объектов захоронения отходов этот налог в установленные сроки. Но главная нагрузка ляжет на «Беларускалий»: плоскую 12-процентную ставку налога на добычу калийной соли предлагается заменить на прогрессивную шкалу адвалорных ставок, изменяющихся по мере роста цен на калийные удобрения и установленных в таких размерах, которые позволят сохранить рентабельность ОАО на уровне 30% (за 5 месяцев 2014 г. этот показатель составлял 72%). При прогнозируемом уровне цен на калийные удобрения в 2015 г. 262 USD за одну тонну минимальный размер адвалорной ставки налога за добычу соли в законопроекте «для обеспечения требуемого размера изъятий (то есть около 50 USD за тонну) предлагается установить на уровне 21%. Это приведет к почти 2-кратному увеличению налоговой нагрузки и принесет казне дополнительно около 2,2 трлн. Br. Такой подход выглядит более привлекательным для бюджета, чем применение вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения.

Какая-нибудь частная компания в таких условиях перешла бы к стратегии «объем важнее цены». Но белорусским флагманам государственной индустрии вряд ли придется увлекаться налоговой оптимизацией.

Планируется несколько смягчить порядок взимания с граждан госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. В следующем году государство намерено предоставить по этому платежу 50-процентную льготу владельцам автотранспорта — пенсионерам по возрасту и инвалидам I или II группы. Понижающий коэффициент 0,5 будет применяться по предназначенным для перевозки опасных грузов транспортным средствам, прохождение техосмотра в отношении которых предусмотрено через 6 месяцев после проведения последнего техосмотра. Понизится ставка госпошлины для прицепа-дачи (каравана).

НЕПРИЯТНЫЙ сюрприз ждет малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения — в законопроекте предусмотрено увеличение ставки налога при упрощенке без уплаты НДС с 5 до 7%. Это, по мнению разработчиков, должно обеспечить «справедливый уровень налогообложения» в связи с повышением ставки НДС до 22%. Кроме того, «упрощенцев» предлагается обязать платить земельный налог независимо от площади земельных участков. Сегодня налог платится, если площадь земельных участков превышает 0,5 га. При этом авторы законопроекта ссылаются на российский и казахстанский опыт, скромно умолчав, что в РФ, к примеру, в отличие от нас, есть несколько вариантов применения упрощенной системы налогообложения, в т.ч., когда выручка уменьшается на сумму затрат.

Также авторы законопроекта предлагают распространить на предприятия розничной торговли общий порядок применения «упрощенки». Сейчас для данной сферы установлена только ставка налога в размере 3% без уплаты НДС. При этом не уточняется, как подобный шаг повлияет на финансовые результаты таких предприятий, которые сегодня и так выглядят не лучшим образом.

Про справедливый уровень налогообложения авторы законопроекта упоминают и применительно к возможным новшествам по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц , не уплачивающих НДС: предлагается индексация ставок единого налога на 20%, то есть с опережением прогнозируемого уровня инфляции.

Если все перечисленные предложения будут приняты, налоговое бремя для многих категорий плательщиков в будущем году станет явно тяжелее.

Александра АРТЕМОВА


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях