$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Переориентировка экспорта

04.05.2010

Кризис показал, что многие проблемы в нашей экономике связаны с уровнем менеджмента и конкурентоспособностью отечественных предприятий на международных рынках, заявил заместитель министра экономики Андрей ТУР, выступая 29 апреля на V Форуме управленцев, организованном Институтом бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

По оценке А.Тура, Беларусь вышла из кризиса с неплохим результатом, т.к. сумела увидеть дополнительные экспортные возможности. «Ситуация складывается в нашу пользу по многим позициям, в том числе при формировании Таможенного союза. Посмотрев на карту, мы видим единое логистическое пространство: от Лиссабона и Лондона до Владивостока. При этом у нас хорошая инфраструктура, а скорость обработки грузов на нашей таможне много быстрее и прозрачнее, чем у соседей. Поэтому многие зарубежные партнеры сейчас пересматривают свои цепочки доставки товаров на российский рынок», — рассказал замминистра.

Он отметил, что начало нынешнего года характеризуется оживлением всех направлений внешнеэкономической деятельности. При этом расширились рынки сбыта и номенклатура поставок: грузовые автомобили отныне поставляются в Сирию и Иран, трактора — в Саудовскую Аравию, вычислительная техника — в Венесуэлу, азотные удобрения — в Австралию и Гватемалу, полимеры — в Китай, нефтепродукты — в Кувейт, жгут из синтетических нитей — в Бангладеш, стальные прутки — в Албанию, Гану, Сенегал и Тунис. Уточнять, компенсируют ли пока новые направления утрату некоторых традиционных рынков, замминистра не стал.

Опыт работы в условиях глобального спада выявил необходимость усилить экспортные стратегии предприятий, чтобы нарастить свое присутствие на международных рынках. При этом торговать лишь готовой материальной продукцией в мировой экономике уже невыгодно — нужно расширять сферу услуг, направляя их на продвижение отечественных товаров, пояснил замминистра. Первые успехи в этой сфере уже видны: рост экспорта услуг в I квартале позволил на 69% компенсировать отрицательное сальдо торгового баланса в целом. «Тенденции, складывающиеся на рынках капиталов, свидетельствуют о том, что лишь треть мировых инвестиций идет в новую технику, технологии, подготовку персонала, а 2/3 направляются на формирование рынка, в инфраструктуру, которая основана на расширении экспорта услуг», — сказал А.Тур.

Он обратил также внимание на то, что умение выгодно торговать определяется и политикой диверсификации рынков. «Невозможно получить хорошие результаты, когда торговые отношения сформированы с тремя–четырьмя десятками стран. Конечно, освоение новых рынков сопряжено с разработкой новых маркетинговых стратегий, т.к. новые требования выдвигаются не только к потребительским характеристикам товаров, но и к политике их продвижения. Маркетинговая подготовка менеджеров должна стать стратегической задачей», — уверен А.Тур.

Отечественные предприятия, развивая новые рынки и закрепляясь на традиционных, продолжают развитие собственных товаропроводящих сетей. Так, по данным Минэкономики, в прошлом году за рубежом создано 183 субъекта ТПС, а за I квартал т.г. к ним добавилось еще 99 субъектов. Однако политика доведения заданий по созданию товаропроводящих сетей, заложенная постановлением Совмина от 21.12.2006 № 1699, требует переосмысления. Если раньше от предприятий требовали создания дочерних сбытовых фирм за рубежом, оценивая их эффективность по доле реализации в общем объеме экспорта, то теперь стало ясно, что это для нашей страны это слишком дорогое удовольствие.

Поэтому в стратегиях сотрудничества с крупными торговыми партнерами Францией, Германией, Россией предлагается подключаться к уже существующей на международных рынках инфраструктуре, особенно, если речь идет о реализации продукции машиностроения. Правда в прошлом наши экспортеры опасались продавать свою продукцию, например, в Африке через французские компании, считая их посредниками. Но такие компании имеют на территории ряда стран свою развитую торговую и сервисную инфраструктуру, которую можно использовать. Достаточно лишь заключить соответствующее соглашение. Неготовность к сотрудничеству, влияет на эффективность экспорта», — подчеркнул А.Тур.

Его поддержал директор департамента внешнеэкономической деятельности МИД Валерий Садохо, отметивший, что успехи отечественных экспортеров в Азии и Латинской Америке следует подкрепить не только освоением новых товарных и ценовых ниш, но созданием инструментов продвижения. При этом, при создании объектов товаропроводящих сетей усилия производителей должны быть консолидированы. К тому же, на международных рынках давно работают специализированные сети, которые на договорной основе помогут и в представлении товаров, и в сервисе. Конечно, нужны соответствующие остатки комплектующих на складах, обученные специалисты, признал В.Садохо.

Видимо понадобился мировой кризис, чтобы бескомпромиссное неприятие нашими чиновниками посредничества в торговле сменилось пониманием его экономической целесообразности — пока хотя бы в экспорте. Правда сам термин стараются обходить — слишком много плохого с ним привыкли связывать. Со временем, наверно, привыкнут — если, конечно, контролирующие органы поддержат такие начинания.

В.Садохо предостерег руководителям предприятий, предостерег их от чрезмерного оптимизма в связи с позитивной динамикой I квартала текущего года. в т.ч. в отношении экспорта. Положение, конечно, исправляется, но ситуация продолжает оставаться сложной, поскольку страны - торговые партнеры реализуют протекционистские меры в целях защиты рынков. Конечно, это не может продолжаться долго, все-таки доля наших товаров, например, на российском рынке достаточно велика и, заместить ее сразу невозможно. Поэтому мы высоко оцениваем свои возможности на российском рынке, — заявил В.Садохо.

Говоря об особенностях сбыта отечественных продовольственных товаров на внешних рынках, он отметил, что в РФ нам пока относительно легко продавать мясную и молочную продукцию. Но, чтобы сделать экспорт более эффективным, здесь, как раз нужно развивать собственную сбытовую сеть, обеспечивать поставки в крупные торговые сети. «Ряд попыток наших предприятий войти, например, в «Ашан» натолкнулись не столько на крупный входной бонус, сколько на высокие требования к поставщикам. Так, требуется гарантировать ежедневный объем поставок и неснижаемые остатки на складах. Оказалось, что к этому не все отечественные перерабатывающие предприятия готовы», — констатировал В. Садохо. Он также сообщил, что МИД готовит проект постановления о расширении служб торговых представительств за рубежом за счет включения в них специалистов министерств и крупных предприятий-экспортеров. Находясь в стране пребывания сделать можно больше, в т.ч. в регулировании вопросов отложенных платежей, уверен директор департамента.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях