$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Перенос долга

29.04.2011

Несмотря на обещания сокращения господдержки сельского хозяйства, власти Беларуси не оставляют АПК своими заботами в разгар посевной кампании. Очередным примером тому стал Указ Президента от 22.04.2011 № 170 «О некоторых вопросах расчетов за сельскохозяйственную технику».

В соответствии с этим документом банкам предлагается приостановить с 1.04.2011 г. по 31.12.2012 г. погашение основного долга по кредитам, предоставленным организациям, уполномоченным на проведение закупок современной сельхозтехники и оборудования для поставок их организациям агропромышленного комплекса на условиях долгосрочной аренды (лизинга), с закреплением требования о погашении этого долга ежемесячно равными долями в новые сроки. Так, оплата задолженности по кредитам банков, выданным во исполнение Указа от 28.02.2008 № 139 «О финансировании в 2008 году Республиканской программы оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005–2010 годы», будет перенесена на период с 1.01.2013 г. до 1.06.2016 г., по Указу от 13.01.2009 № 36 «О финансировании в 2009 году Республиканской программы оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005–2010 годы» — с 1.01.2013 г. до 1.07.2017 г., по Указу от 17.12.2009 № 640 «О финансировании в 2010 году Республиканской программы оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005–2010 годы» — с 1.01.2013 г. до 1.07.2018 г. Совмину и облисполкомам предписывается обеспечить внесение соответствующих изменений в договоры долгосрочной аренды (лизинга), заключенные организациями, уполномоченными на проведение закупок современной сельхозтехники и оборудования, с организациями АПК.

Откладывая почти на два года возврат долгов АПК, государство по сути создает очередной виток наращивания необеспеченной денежной массы, провоцируя дальнейший рост инфляции, которая уже превысила годовой прогноз. Ведь объем выданных по перечисленным указам селу ресурсов немаленький. Например, по Указу № 139 — 1059,8 млрд. Br беспроцентных кредитов со сроком погашения 7,5 лет, по Указу № 36 — 1598,144 млрд. на тех же условиях. При этом потери банков по таким кредитам должны компенсироваться из бюджета — в размере ставки рефинансирования Нацбанка + 3 процентных пункта маржи, а по кредитам, выдаваемым за счет заемных ресурсов, — в размере определенных этими указами процентов.

Формально такие действия не являются ни безвозмездным выделением средств АПК, ни иной формой субсидирования, фигурирующей в Соглашении о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, подписанном Беларусью с Россией и Казахстаном 9.12.2010 г. в рамках создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. Отсрочка платежа не значится среди мер господдержки, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю в рамках ТС, перечисленных в приложении 4 к данному Соглашению. Наши партнеры (опять-таки формально) не смогут требовать от Беларуси включения отложенных платежей в лимит объема господдержки АПК, который в соответствии со ст. 6 Соглашения в этом году не должен превышать 16% к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, а в 2012–2016 гг. должен плавно снизиться до 10%. Фактически найден обходной путь: и аграриев поддержать, и союзников не огорчать.

Но расплачиваться за очередное подбрасывание денег в топку дотационного «локомотива» нашей экономики будут все белорусы, причем дважды: один раз — уплачивая налоги, которые пойдут на поддержку села, а второй — покупая продукты его производства, неудержимо дорожающие под предлогом мировой конъюнктуры.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях