$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЕРЕМЕНЫ ПРИХОДЯТ©

31.07.2012

а контроль остается

Правила проведения проверок в Беларуси изменяются. В соответствии с Указом от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» вносится ряд изменений и дополнений.

Как отмечается в официальном пресс-релизе, Указ № 332 направлен на реализацию положений Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также решения IV Всебелорусского народного собрания о придании контрольной (надзорной) деятельности максимально профилактического (упредительного) характера и сокращении количества проверок.

Со вступлением в силу Указа № 332 (с 1.10.2012 г.) несколько изменится периодичность проверок. Плановые проверки субъектов, отнесенных к высокой группе риска, как и прежде, будут проводиться не чаще одного раза в течение календарного года, к средней группе — одного раза в 3 календарных года, а низкой — 1 раз в 5 лет. При этом если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта, если он отнесен к высокой группе риска, назначается не чаще 1 раза в 2 календарных года, а если к средней — не чаще 1 раза в 5 лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка). В соответствии с Указом № 332 плановые проверки лиц, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), будут проверяться не чаще 1 раза в 5 календарных лет. При этом для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1.01.2010 г.

УТОЧНЕНА компетенция контролирующих (надзорных) органов (в частности, прокуратуры, Департамента ценовой политики Минэкономики, исполкомов) и их должностных лиц (в т.ч. заместителей руководителей таких органов) при назначении и проведении проверок. Перечень контролирующих (надзорных) органов, осуществляющих внеплановые тематические оперативные проверки, дополняется Минздравом, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор по вопросу соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уточняются критерии при отнесении проверяемых субъектов к соответствующим группам риска для назначения плановых проверок. Впрочем, кардинальных перемен здесь не произошло.

Изменены правила работы ведомственного контроля. В его рамках могут проводиться исключительно плановые проверки не чаще 1 раза в 2 календарных года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска, а в отношении лиц, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, — не чаще 1 раза в 5 календарных лет. Ведомственному контролю также будут поручаться внеплановые проверки республиканских и коммунальных унитарных предприятий, преобразуемых в ОАО в порядке, установленном законодательством, для подтверждения достоверности их баланса на 1 января текущего года. Таким образом, общепринятая практика независимого аудита достоверности финансовой отчетности в Беларуси по-прежнему не приживается полностью.

Срок для назначения плановой проверки будет исчисляться контролирующим (надзорным) органом со дня окончания предыдущей плановой проверки, проведенной не только этим органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). В результате исключена возможность проведения множества проверок одного субъекта в рамках системы (вертикали) одного и того же контролирующего (надзорного) органа.

Предусмотрено право Комитета госконтроля исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности проверки, не соответствующие нормам Указа № 510, и обязанность контролирующих (надзорных) органов вносить в базу данных интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в республике сведения не только о назначении проверок, но и об их результатах. Эту систему предстоит доработать до 1.10.2012 г. в части обеспечения периодичности назначения плановых проверок, а в остальном — до 1.04.2013 г. С этой даты должно быть обеспечено взаимодействие системы, единой информационной базы данных и единого государственного банка данных о правонарушениях в целях осуществления автоматизированной передачи данных и соблюдения требований Директивы № 4.

В число случаев, когда допускается проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, включены проверки соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации.

В соответствии с Указом № 510 проверка субъектов хозяйствования проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Однако со вступлением в силу Указа № 332 этот период не будет ограничиваться при проверке законодательства об использовании бюджетных средств. А вот в отношении проверок объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения 3-летний период теперь будет действовать. Впрочем, нормы Указа № 510 вообще не будут применяются при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии. Не применяются они также при осуществлении мероприятий при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок. Из сферы действия Указа № 510 также выведены мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, список которых будет утверждаться правительством по согласованию с Президентом, а порядок осуществления — актами законодательства.

Указом № 332 запрещается проведение плановых и внеплановых проверок по этим мероприятиям, что позволит сократить количество проверок субъектов, а также оптимизировать работу по составлению координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.

НЕЗАКОННОЕ вмешательство в деятельность проверяемого субъекта и ранее запрещалось Указом № 510. Теперь это еще и повлечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности. Указом № 332 определено, что проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов. Контролеры лишаются права на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовой техники. Лишь в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, в день выявления нарушения выносится требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств с указанием сроков приостановления (запрета) и информирования об устранении нарушений.

Ужесточается административная ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов. Помимо штрафа от 20 до 100 базовых величин за совершение деяний, повлекших признание проверки незаконной (ст. 23.79 КоАП), чиновникам будет грозить такое же наказание за невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала), за нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение), причем независимо от того, принял ли вышестоящий орган решение о признании проверки незаконной. Правом составлять протоколы об этих административных правонарушениях наделены должностные лица органов КГК и прокуратуры.

Из Указа изъят п. 18, содержавший перечень случаев, не признаваемых административными правонарушениями, который содержится в ст. 5.5 КоАП.

Указом № 332 уточнен порядок проведения проверок и оформления их результатов. Так, определено, что днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в установленном порядке. В свою очередь, дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления этого документа. Кроме того, вводится норма, согласно которой требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений). Регламентируются вопросы изъятия не только документов, но и иных носителей информации, а также привлечения контролирующим (надзорным) органом в качестве эксперта или специалиста работника другого ведомства.

ОДНО из главных новшеств, о которых много говорилось ранее, — введение новой формы контроля (надзора) — мониторинг, который заключается в наблюдении, оценке условий деятельности субъектов в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений. Данный контроль будет проводиться без использования должностными лицами полномочий, предоставленных им для проведения проверок, и истребования документов у субъектов. Решение о проведении мониторинга вправе принять только руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель. В случае выявления в ходе мониторинга нарушений субъекту будут вручаться рекомендации по их устранению. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам.

По результатам мониторинга проверяющими будет оформляться аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа может учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта, или направить субъекты рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если таковые обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились. Кроме того, могут быть применимы в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения им рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного их выявления.

Среди других профилактических мероприятий — разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике, информирование (в т.ч. через Интернет и СМИ) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок, проведения семинаров, круглых столов и др. Будем надеяться, что эти планы не приведут к новому витку принуждения субъектов хозяйствования подписываться на ведомственные издания контролирующих органов и к посещению проводимых ими платных мероприятий.

Дополнительным основанием для проведения проверок в период установленного двухлетнего моратория на их проведение становится наличие информации о совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства. Заметим, что, по информации КГК, в I полугодии 2012 г. выявлено 233 преступления по фактам участия лжепредпринимательских структур в теневых схемах уклонения от уплаты налогов, или 32% от всех выявленных преступлений, а экономический эффект от проведенных в этой сфере проверочных мероприятий вырос с 22,5 млрд. Br в 2011 г. до 63,8 млрд. в 2012-м.

Как сообщила журналистам начальник управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов КГК Наталья Давыдко, принятие Указа № 332 не означает, что работа по совершенствованию контрольной деятельности в республике закончена. Глава государства поручил правительству совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом проанализировать функции госорганов и внести предложения по оптимизации их деятельности. Должно быть исключено дублирование их функций, сокращено количество органов, уполномоченных проводить проверки. В частности, коммерческие организации не будут допускаться до проведения проверок. Кроме того, правительству поручено провести ревизию технических нормативных правовых актов по каждой сфере надзора, чтобы сократить количество надзорных мероприятий.

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях