Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
23.02.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перемены, которых не ждут

Европейский взгляд на социально-экономическую политику Беларуси

Экономический рост нашей страны в последние годы явился результатом благоприятной внешней среды и «особых» отношений с Россией, что позволяло правительству перераспределять через госбюджет около половины национального ВВП. Однако в будущем таких возможностей у него уже не будет — изменились условия. Поэтому государству следует взять твердый курс на рыночное реформирование. К такому выводу пришла Европейская комиссия в недавно опубликованном исследовании «Беларусь: социальная защита и социальная интеграция».

Рабочие места за московские деньги

По мнению экспертов ЕК, «особые» отношения с Москвой позволяли нам получать энергоресурсы по ценам ниже рыночных, а также обеспечивали льготный доступ на большой и динамичный российский рынок. Свой вклад в рост белорусской экономики внесли и высокие цены на сырье, экспортируемое нашей страной. Благоприятная внешняя среда дала правительству возможность сохранять достаточно высокую налоговую нагрузку и перераспределять через бюджет около половины национального ВВП. Основные расходы были направлены на социальную политику (пенсии и разного рода социальную помощь) и субсидирование госпредприятий.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств за 2008 г., уровень занятости среди населения Беларуси в возрасте 20–64 лет составлял 80,6%, что намного больше, чем в ЕС (70,5%). Но при этом наши наемные работники находятся в общем-то в незавидном положении.

Во-первых, около 90% из них заняты по срочным трудовым договорам (в отличие от договоров, которые заключаются на неограниченное время). Это, как подчеркивается в исследовании, противоречит нормам ЕС, рассматривающим занятость на фиксированный срок как «аномальную» форму занятости, пригодную только для особых категорий трудящихся. Во-вторых, зарплаты устанавливаются в соответствии с жесткой тарифной сеткой, которая касается и компаний частного сектора, чего нет в ЕС.

В-третьих, профсоюзы при установлении зарплат играют вторичную роль, что усиливает зависимость наемных работников от нанимателей и государства, действия которых на практике зачастую совпадают. В то же время степень участия в профсоюзах в Беларуси даже превосходит показатели стран ЕС. Однако институты, вовлеченные в коллективные сделки, до сих пор остаются вспомогательными инструментами в политике правительства.

«Мертвые души» на рынке труда

В исследовании говорится, что безработица в Беларуси остается на очень низком уровне, но к этим цифрам нужно относиться с осторожностью. Они охватывают только безработных, зарегистрированных государственными органами занятости. Между тем регистрация не дает автоматически права на пособие по безработице (его получают только около половины зарегистрированных). С другой стороны, его размер слишком мал (около 1/5 от черты абсолютной бедности).

Например, выборочное обследование домашних хозяйств показало, что в последние годы количество безработных в стране было в 4–5 раз выше, чем число зарегистрированных. Доля временных трудовых мигрантов примерно такая же, доля самозанятых — немного меньше. Вместе три эти группы составляют около 10% экономически активного населения.

Одна из причин безработицы в Беларуси, как полагают авторы исследования, — несоответствие имеющейся специализации работников запросам рынка. С одной стороны, охват средним образованием населения в возрасте между 15 и 18 годами в последние годы остается на уровне около 80%, что близко к контрольному показателю, установленному в ЕС. С другой — белорусская система образования приспособлена к существующей, достаточно жесткой, структуре экономики и рынка труда. Подавляющее большинство работников занято на госпредприятиях. Также здесь существует обязательное распределение выпускников, которые не платили за обучение. Они нередко направляются в сельскую местность, в т.ч. в отдаленные и наименее развитые регионы. Поэтому проведение экономических реформ потребует изменений и в этой области.

«Седых» станет больше, а трудоспособных — меньше

Несмотря на быстрый экономический рост, за последние 10 лет демографическая ситуация в нашей стране не улучшилась. С 1994 г. численность населения постоянно сокращается, т.к. положительное сальдо миграции компенсирует естественную убыль только в очень незначительной степени. К тому же рождаемость составляет всего лишь 1,3 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста.

К 2050 г. население Беларуси сократится примерно на 30% по сравнению с 2005 г. Это будет сопровождаться увеличением доли пожилых людей, которая превысит удельный вес трудоспособного населения. Как следствие, возрастет давление на пенсионную систему, а также систему здравоохранения и долгосрочного ухода за престарелыми и больными. В целом демографические проблемы не очень отличаются от тех, с которыми сталкиваются государства ЕС, однако в нашей стране, по мнению европейских экспертов, не принимаются превентивные меры, направленные на их решение.

Девальвация почти неизбежна

Мировой кризис, согласно докладу Еврокомиссии, подверг испытанию белорусскую модель экономического развития и социальной политики. Трудности возникли из-за высокой степени открытости нашей экономики и слабой диверсификации экспорта, когда более 2/3 отечественных неэнергетических товаров экспортировались в Россию. Последствия этого особенно остро почувствовались, когда в РФ начался спад ВВП и, соответственно, внутреннего спроса. А кроме того, обнажились ограниченные возможности страны в деле привлечения краткосрочных торговых кредитов, которые ранее были основным средством оплаты импортных контрактов.

В результате финансирование перманентного дефицита текущего счета платежного баланса, который продолжает расти, стало, как подчеркивается в исследовании, хронической проблемой современной Беларуси. Внешний дефицит должен быть профинансирован, а (либо) национальная валюта — девальвирована.

В начале 2009 г. наша страна, столкнувшись с вышеуказанными трудностями, после консультаций с МВФ, выдавшим ей кредит в рамках резервного соглашения, пошла, как напоминается в докладе, на единовременную девальвацию национальной валюты на 20,45%. Однако этот шаг, по мнению авторов, оказался недостаточным ни для восстановления ценовой конкурентоспособности, поскольку основные торговые партнеры девальвировали свои валюты еще больше, ни для уменьшения внутреннего спроса на импорт. В результате импорт сократился в значительно меньшей степени, чем экспорт, что привело к дальнейшему росту дефицита текущего счета.

Источники его финансирования в данный момент весьма ограничены, считают эксперты ЕК. Правительство до сих пор рассчитывает на внешние заимствования, но в случае, если политика стабильного обменного курса будет сохранена, дефицит текущего счета в 2009–2010 гг. достигнет опасной величины в 13–15% от ВВП. Принимая во внимание довольно мрачные прогнозы относительно длительности мирового экономического кризиса, такой дефицит вряд ли может быть профинансирован исключительно займами. Это делает девальвацию, которая может сочетаться с мерами, направленными на сокращение внутреннего спроса, более вероятной, если не неизбежной.

Негативные тенденции, по мнению авторов, ожидают нас и в социальной сфере. В частности, уменьшение занятости и рост безработицы, что является следствием сокращения внешнего и внутреннего спроса, порождают серьезный вызов системе образования, включая профессионально-техническое, ввиду возможного изменения потребностей в специальностях.

В среднесрочном периоде, как полагают в Еврокомиссии, наиболее фундаментальным вызовом для белорусской экономики является осуществление рыночных реформ. Скажем, финансирование того же дефицита текущего счета до сих пор решалось с помощью ряда мер, приводивших к накоплению внешнего долга. Но долг сформирован в иностранной валюте и должен быть погашен в будущем. Это требует увеличения экспорта через повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Представляется, что белорусские власти начинают, как отмечено в докладе, соглашаться с необходимостью структурных реформ. Так, правительство и Нацбанк в рамках резервного соглашения с МВФ с 2009 г. осуществляют стабилизационную программу, а также ведут переговоры с фондом по поводу следующей программы.

Социальные вызовы остаются без ответа

Однако социальные реформы широко не обсуждаются, за исключением отдельных консультаций с Всемирным банком. Та же возможность трудоустройства в Беларуси является критической для подавляющего большинства работников. В то же время открытость экономики требует, чтобы занятость была эффективной. Также значимым является существование возможностей трудоустройства в соседних странах для тех, кто не может найти работу у себя на родине. Существующие же стратегии выживания недостаточны для того, чтобы обеспечить потребности безработных, поэтому в лучшем случае могут рассматриваться как вспомогательные.

Также следует учитывать, что продолжительность и сила влияния кризиса будут определять возможную степень увеличения безработицы. В случае, если государство «разрешит» ее рост, система социальной защиты должна стать приспособленной к потребностям тех, кто окажется без работы.

Наконец, существуют долгосрочные вызовы, связанные с быстрым старением населения, о чем говорилось выше.

И государство, как подчеркивается в исследовании Еврокомиссии, должно ответить на эти вызовы, поскольку до сих пор в данном направлении в Беларуси не происходило существенных изменений.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений