$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЕРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕРЕОЦЕНКИ©

21.01.2014

Очередные изменения в Указ Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» уточняют круг объектов переоценки и условия ее проведения.

Если переоценка на 1.01.2014 г. еще проводится по-старому, то со вступлением в силу с 1 апреля т.г. Указа от 16.01.2014 № 37 переоцениваться будут основные средства, а также доходные вложения в материальные активы, объекты незавершенного строительства и оборудование к установке по новым правилам.

До сих пор ежегодное проведение переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств было обязательным для всех, если индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь отчетного года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, достигал 103% и более. Теперь устанавливается иной критерий: достижение показателя уровня инфляции в ноябре отчетного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства, рассчитываемого и публикуемого Белстатом, 100% и более. В остальных случаях и в отношении иного имущества переоценка будет производиться по решению организации или собственника ее имущества — независимо от доли государства в уставном фонде организации.

Перечень имущества, по которому не производится переоценка, дополнен объектами незавершенного строительства (ранее — только объекты незавершенного жилищного строительства), за исключением установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа в составе объектов незавершенного строительства, переоцениваемых по решению организации или собственника ее имущества. Это, по-видимому, должно как-то ограничить рост стоимости долгостроев в бухучете.

Кроме того, не подлежит переоценке имущество, по которому принято решение о выбытии, с даты принятия соответствующего решения в соответствии с законодательством до даты фактического выбытия либо до его отмены. Таким образом, активы, отвечающие критериям, перечисленным в п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25, и переведенные со сч. 01 «Основные средства» на сч. 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации», переоцениваться не должны. Впрочем, это было очевидно и без дополнительных указаний, просто по факту переноса объекта на другой счет, что служило признанием исключения из состава основных средств и, следовательно, имущества, подлежащего переоценке. Легализует Указ № 37 и проведение переоценки инвестиционной недвижимости.

Как и ранее, подп.1.6 Указа № 622 запрещает использовать суммы резерва переоценки на покрытие убытков от ее хозяйственной деятельности. При этом Указом № 37 этот запрет распространяется и на убытки, образовавшиеся в результате списания имущества. Однако эта норма не исключает применение норм п. 30 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, согласно которой сумма числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок этих объектов, списывается в нераспределенную прибыль, а логично уточняет ее.

ПРИБЛИЖАЯ отечественный учет к Международным стандартам финансовой отчетности в одном, Указ № 37 оставляет между ними дистанцию в другом. С одной стороны, подходы п. 15 Инструкции № 26 приближены к МСФО: основные средства после принятия к бухучету могут учитываться по первоначальной стоимости, если проведение переоценки не является обязательным в соответствии с законодательством, или по переоцененной стоимости. В свою очередь, в п. 29 IAS 16 «Основные средства» указано, что в качестве своей учетной политики предприятия должны выбрать одну из моделей учета — по фактическим затратам либо по переоцененной стоимости — и применять эту политику ко всему классу основных средств. Если выбран первый вариант, то «после признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по себестоимости за вычетом накопительной амортизации основных средств и накопленных убытков от обесценения» (п. 30 IAS 16). Если выбрана модель учета по переоцененной стоимости, то «после признания в качестве актива объект основных средств, справедливая стоимость которого может быть надежно оценена, подлежит учету по переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость этого объекта на дату переоценки за вычетом накопленной впоследствии амортизации и убытков от обесценения. Переоценка должна проводиться с достаточной регулярностью, не допускающей существенного отличия балансовой стоимости от той, которая была бы определена с использованием справедливой стоимости на конец отчетного периода» (п. 31 IAS 16).

Особо отметим замену количественного критерия необходимости переоценки (индекса цен производителей промышленной продукции) на «уровень инфляции». Обычно это понятие отождествляется с приростом индекса потребительских цен. Его увеличение на 100% считается в МСФО количественным признаком гиперинфляции, но не «с даты последней переоценки», а за 3 года. В придачу согласно IAS 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» на наличие гиперинфляции указывают еще несколько характеристик экономической среды. Это стремление основной части населения хранить свои сбережения в немонетарных активах или в относительно стабильной иностранной валюте, причем имеющиеся суммы в местной валюте немедленно инвестируются для сохранения покупательной способности, массовая привычка рассчитывать денежные суммы и цены в СКВ, устанавливать при отсрочке платежа цены, компенсирующие ожидаемые потери покупательной способности, привязка процентных ставок, зарплат и цен к ценовому индексу. Таким образом, белорусская экономика, как минимум в прошлом году, оставалась гиперинфляционной, что согласно МСФО требует пересчета неденежных показателей баланса на уровень инфляции и обеспечения сопоставимости данных в отчетности за 2014 год.

Впрочем, дело здесь не только в инфляции. МСФО ставит целью переоценки максимальное соответствие балансовой и справедливой стоимости активов, что, в свою очередь, должно обеспечивать достоверное представление в отчетности финансового положения предприятий. Поэтому учет по справедливой стоимости считается приоритетным для большинства активов. У нас же механизм переоценки, как записано в Указе № 622, введен «в целях определения единых подходов к восстановлению стоимости имущества, используемого организациями в хозяйственной деятельности». Таким образом, этой бухгалтерской процедуре изначально приписываются не свойственные ей функции.

ПОЗВОЛЕНИЕ организациям самостоятельно принимать решение о переоценке основных средств дает им право по своему усмотрению переоценивать все имеющиеся на балансе основные средства или отдельные их группы, а то и не проводить переоценку вовсе. Какими соображениями будут руководствоваться менеджеры и, прежде всего бухгалтеры, делая такой выбор? Хотелось бы верить, что стремлением обеспечить достоверное представление о стоимости активов в отчетности. Но на практике стимулы, скорее всего, будут иными — исходя из финансовых и налоговых последствий и связанных с этим выгод. Ведь в результате переоценки увеличивается стоимость имущества и чистых активов, а заодно — база обложения налогом на недвижимость и сумма амортизации, включаемая в затраты, в т.ч. при исчислении налога на прибыль. А потому, решая проводить ли переоценку и выбирая ее способы, можно манипулировать стоимостью активов, что скажется на результатах ряда сделок, оценке кредитоспособности предприятия, приросте прибыли. Стало быть, переоценка влияет на размер дивидендов, премирование руководителей госпредприятий, минимизацию налогов. Все это, не нарушая ни требований законодательства, ни принципа правдивости, который согласно п. 6 ст. 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» означает лишь то, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухучете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством РБ о бухгалтерском учете и отчетности. А ведь найдутся и такие, кто просто поленится проводить «необязательную» переоценку.

Отечественное законодательство, столь строгое в других ситуациях, не устанавливает здесь никаких барьеров. Правда, Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» призывает считать достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности степень точности ее данных, которая позволяет пользователям делать достоверные выводы, в частности, о финансовом положении аудируемых лиц и его изменениях. Но это не дает повода требовать от предприятий больше, чем предписано нормативными актами. А потому не приходится удивляться, если балансовая стоимость имущества будет в разы отличаться от цен на него на рынке, а информация об активах в отчетности разных предприятий окажется несопоставимой, что существенно осложнит ее анализ для пользователей, в т.ч. для государственных органов.

Любой из описанных проблем достаточно, чтобы задуматься о необходимости учета долгосрочных активов и запасов по реальной (справедливой) стоимости, если она может быть надежно определена (что иногда довольно хлопотно), и, соответственно, о потребности в систематической переоценке. Если не сейчас, то по мере внедрения международных стандартов и развития рынка.

Леонид ФРИДКИН     
 
 (Продолжение темы на с. 2–4 Информбанка)

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях