Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
09.07.2013 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перемена мест в резервах©

По итогам июня золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на 9,5 млн. USD и, по предварительным данным, на 1 июля 2013 г. составили 8017,6 млн. USD в эквиваленте, а в национальном определении — на 404,9 млн., до 863...

По итогам июня золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на 9,5 млн. USD и, по предварительным данным, на 1 июля 2013 г. составили 8017,6 млн. USD в эквиваленте, а в национальном определении — на 404,9 млн., до 8632,6 млн. USD.

Таким образом, за I полугодие золотовалютные резервы страны в определении ССРД МВФ сократились на 0,96%, а в национальном определении — на 8% и значительно отстают от 3-месячного объема импорта — уровня, запланированного властями и обещанного зарубежным кредиторам.

Июньское сокращение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено снижением цены на золото на международном рынке драгоценных металлов, а также погашением внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, которые в июне текущего года были исполнены в полном объеме. Кроме того, как сообщается в официальном пресс-релизе Нацбанка, поддержанию объема золотовалютных резервов способствовал перевод нерезервных активов в резервные. Иными словами, чтобы не допустить резкого снижения золотовалютных резервов, Нацбанку пришлось перевести в СКВ часть активов в ограниченно конвертируемой валюте, например, в российских рублях и китайских юанях, которые учитываются в составе ЗВР только в национальном определении.

Впрочем, такой шаг мог быть продиктован не только соображениями поддержания ЗВР на отчетную дату. Большинство аналитиков сегодня уверены, что российский рубль ждет девальвация — как в ближайшие месяцы, так и в долгосрочной перспективе. Кроме того, недавние события на финансовом рынке Китая не способствуют сохранению доверия к юаню. Тем не менее Пекин планирует через несколько лет сделать юань мировой резервной валютой. Об этом пишет Financial Times (FT) со ссылкой на материалы мартовской конференции Народного банка КНР, ставшие доступными только сейчас. В своем выступлении руководитель китайской Государственной администрации по валютным операциям (SAFE) Гуань Тао заявил, что полной конвертируемости юаня можно достигнуть, хотя для этого понадобится «коренное» ослабление курсовых ограничений ЦБ. После этого переход к конвертируемости валюты по счету движения капитала — и возможному статусу юаня как резервной валюты — займет лишь пару лет. В свою очередь, директор внешнеэкономического департамента ЦБ Китая Хэ Цзянсунь заявил, что переход к полной конвертируемости юаня может производиться параллельно либерализации внутренних ставок и введению плавающих обменных курсов

Напомним, в 1996 г. Пекин сделал юань конвертируемым по счету текущих операций, однако не рискнул, как планировалось, либерализовать и счет движения капитала, чтобы сохранить возможность управлять курсом юаня и защищать финансовую систему КНР от внешних шоков. Следствием такой политики стало накопление гигантских валютных резервов и формирование финансовых дисбалансов. Тем не менее Китай c 2009 г. продвигает свою валюту на международном уровне.

В этом процессе поучаствовала и наша страна. В марте 2009 г. между Нацбанком РБ и Народным банком Китая было заключено соглашение о свопе, в рамках которого планировалось, что Беларусь получит 20 млрд. юаней в обмен на 8 трлн. Br. В рамках соглашения в ноябре 2010 г. на счет Нацбанка в НБК было зачислено 6 млрд. юаней (эквивалент около 900 млн. USD). Однако использовать эти средства в расчетах оказалось неудобно, и в сентябре 2012 г. было объявлено о завершении сделки. Это и неудивительно: хотя, по данным Европейского центробанка (ЕЦБ), в 2010–2012 гг. доля внешнеторговых товарных сделок Китая, совершенных в юанях, с нуля выросла почти до 10%, но в мире удельный объем операций в китайской валюте не превышает 1%. В частности, в июне правительство КНР заключило с Банком Англии соглашение о свопе на сумму 200 млрд. юаней (32,6 млрд. USD). ЕЦБ рассчитывает заключить аналогичную сделку на сумму более 800 млрд. юаней. В перспективы юаня верит и немецкий Bundesbank, который предложил сделать Франкфурт европейским центром торговли китайской валютой.

Константин АЛЕХИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений