$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЕРЕМЕН НЕ ИЗБЕЖАТЬ

08.04.2011

Среди мероприятий по либерализации экономики и улучшению инвестиционного климата видное место занимает реформирование системы бухучета. Так, подп. 4.8 Директивы № 4 призывает обеспечить применение в республике на широкой основе международных стандартов финансовой отчетности в бухучете, а утвержденные Совмином и Нацбанком мероприятия по реализации Директивы предусматривают внесение изменений в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» в части обеспечения применения МСФО. О том, зачем понадобились такие перемены и как их осуществить, рассказывает финансовый директор компании Ernst & Young Наталья НИКАНДРОВА.

— Наталья Михайловна, почему понадобилось изменять действующую систему отечественного бухучета?

— Белорусский бухучет уходит корнями в советские времена, тогда он был призван обслуживать плановую административно-командную систему. Одними из основных его целей были тогда выведение ряда показателей, характеризующих выполнение плана, и расчет налогов. Такое мнение о бухучете сохранилось по сей день, причем фискальная функция стала доминирующей. Работа бухгалтерско-экономических служб зачастую сводится к исполнению многочисленных требований законодательства, в т.ч. по документированию. Один из главных приоритетов тут — минимизация потерь на случай проверки. Интересы управления предприятием отходят на второй план. Отсюда отторжение и непонимание необходимости бухучета представителями малого бизнеса.

Однако цели бухгалтерского учета и отчетности гораздо шире. Правильная политика государства должна помочь субъектам хозяйствования оценить не их контрольную, а экономическую составляющую. Цель бухгалтерской отчетности — удовлетворять потребности широкого круга пользователей финансовой информации об организации при принятии экономических решений. Своевременные и правильные решения, принимаемые менеджментом и инвесторами на основании достоверной финансовой информации, нужны не только компаниям, стремящимся к приумножению, накоплению и вложению капитала, но и государству, поскольку способствуют появлению новых рабочих мест и поступлению налогов, правильной оценке макроэкономической ситуации. Надежность информации снижает риски и делает организацию конкурентоспособной в борьбе за финансовые ресурсы. На макроуровне это означает приток капиталов в страну и улучшение ее имиджа на мировом рынке.

К сожалению, в настоящее время отчетность, подготовленная на основании национального законодательства, зачастую не отражает реального финансового состояния предприятий, а значит, она малопригодна для принятия управленческих решений.

Развитие финансовых рынков, создание благоприятного инвестиционного имиджа невозможно без реформирования бухучета. Одним из основных инструментов для этого должны стать МСФО. И это подтверждает зарубежный опыт.

— Почему именно МСФО?

— Дело в том, что глобализация мировой экономики, возрастание роли международной интеграции потребовали унификации бухучета, единообразия и прозрачности финансовой отчетности. Бухучет и аудит должны основываться на единых принципах, чтобы финансовая информация была понятна, достоверна и сопоставима для любых пользователей из разных стран.

Поэтому цивилизованный мир движется в направлении глобальной конвергенции национальных учетных стандартов, а МСФО — лучшая из существующих систем. Более 100 стран мира либо уже перешли на МСФО, либо обеспечили приведение своих стандартов в соответствие с ними, либо находятся в одном из этих процессов.

Основной вариант конвергенции — разработка национальных стандартов, эквивалентных МСФО и не противоречащих им. При этом учитываются страновые особенности. Иногда национальные правила имеют более узкую сферу применения или являются более директивными, т.е. предполагают только один подход там, где МСФО допускают несколько альтернативных подходов. Впрочем, тогда здесь указываются и критерии выбора оптимального варианта.

Во многих странах, например, в Австралии, Бразилии, Канаде, были созданы советы по стандартам финансовой отчетности, состоящие из высококвалифицированных специалистов, для разработки национальных стандартов. Минфин Китая еще в 1993 г. начал разработку стандартов для коммерческих предприятий и к 2006 г. внедрил основной стандарт и 16 дополнительных. Во многих странах мира МСФО в обязательном порядке должны применяться компаниями, акции которых котируются на фондовых биржах. В частности, это предусмотрено директивами Евросоюза.

На территории СНГ Казахстан одним из первых разработал и внедрил в 1996 г. свои стандарты бухучета и финансовой отчетности (КСБУ) на базе МСФО. В 2002 г. было объявлено о полном переходе на МСФО субъектами хозяйствования до 2006 г. Это позволило минимизировать издержки. Сегодня согласно ст. 56 НК Казахстана налоговая учетная политика разрабатывается местными компаниями на основе МСФО — и лишь затем национальным законодательством, а отчетность по МСФО сдается в налоговые органы (ст. 149 НК Казахстана).

Россия пошла по пути планомерного перехода к активному применению МСФО, приводя к ним свои стандарты. Главным стимулом для внедрения МСФО стала необходимость доступа к иностранному капиталу. В конце июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», устанавливающий общие требования к составлению, представлению и публикации такой отчетности.

При этом предусматривается обязанность применения МСФО. Затем постановлением правительства РФ от 25.02.2011 № 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. Минфин РФ считает возможным завершение адаптации МСФО на территории РФ до конца года.

В Украине также продвинулись достаточно далеко, и отчетность по МСФО обязательна для представления открытыми акционерными обществами с 2008 г. По нашим оценкам, из 100 крупнейших украинских предприятий 72 (не считая банков) готовят и аудируют отчетность по МСФО.

— А как обстоят дела у нас?

— Еще постановлением Совмина от 4.05.1998 № 694 была утверждена государственная программа перехода на МСФО. Но близок к ее решению только банковский сектор. Нацбанк с 2002 г. начал разрабатывать для применения в банковской системе национальные стандарты финансовой отчетности на основе МСФО с помощью специалистов «Большой четверки». С 2004 г. официальным консультантом Национального банка по МСФО является компания Ernst & Young. За 8 лет были разработаны и внедрены 19 национальных стандартов, еще 4 находятся в разработке. В настоящее время банки наряду с отчетностью по национальным правилам обязаны составлять отчетность по МСФО.

Остальные секторы экономики оказались не у дел. Хотя на протяжении 12 лет периодически говорилось о необходимости двигаться в направлении МСФО, разрабатывались планы, однако весьма консервативная и пассивная позиция Минфина привела к тому, что процесс не был достаточно эффективным. Сыграло свою негативную роль и отсутствие среди чиновников, принимающих решения, специалистов, способных понимать и применять МСФО. В итоге, по нашим оценкам, лишь 20 из 100 крупнейших предприятий республики в том либо ином виде имеют и аудируют отчетность по МСФО. И абсолютным лидером здесь является концерн «Белнефтехим».

Лишь теперь в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы и проекте новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотрено сближение национального законодательства в сфере бухучета и финансовой отчетности с международными стандартами, формирование общественно значимыми организациями финансовой отчетности по МСФО начиная с 2012 г.

— Что же помешало взять пример с банков несколько лет назад?

— Тут можно назвать ряд факторов. Многих пугает возможность применения профессионального суждения при подготовке отчетности по МСФО. Ведь наши бухгалтеры превратились в счетоводов, работающих только по инструкциям, руководствуясь принципом «что не предписано, то запрещено».

Еще одним препятствием является непонимание принципиальных различий между финансовым и налоговым учетом. Зачастую высказывается мнение, что переход к составлению отчетности по МСФО приведет к конфликту с налоговым законодательством. С одной стороны, тенденция к упрощению последнего снижает потребность в налоговых корректировках и позволяет максимально использовать «чистые» показатели финансовой отчетности в качестве налоговой базы. Однако у нас, как и в других странах, существуют различия между налоговым и финансовым учетом, а потому некоторые корректировки все равно потребуются. Надо понимать, что цели финансового и налогового учета различны, объединять их не стоит.

С другой стороны, приходится признать, что годовая отчетность белорусских субъектов хозяйствования готовится зачастую не для анализа и принятия решений, а для того чтобы лечь мертвым грузом в архивах налоговых инспекций.

При внедрении МСФО не будут ущемлены и органы статистики. Субъекты хозяйствования у нас в стране и за рубежом обязаны вести учет так, чтобы обеспечить представление определенных статистических показателей, которые сводятся в специальные формы. Так как отчетность по МСФО достоверна, что признано во всем мире, то и статинформация, составленная по данным МСФО, будет объективней и нагляднее, что позволит сравнивать Беларусь с другими странами по разным показателям, а значит, выводы и решения, сделанные на основе такой статистики, будут действительно эффективными.

С внедрением МСФО возрастет эффективность проводимых государством инвестиционных форумов. Конечно, бухучет не основной фактор, сдерживающий приток инвестиций. Инвестор всегда опирается на комплексные показатели, оценивая риски и доходность своих вложений. Однако решение однозначно будет отрицательным, если нет понимания и доверия к отчетности, составленной по национальным стандартам, и нельзя достоверно оценить финансовое состояние белорусского предприятия.

В последнее время и у нас наблюдаются некоторые положительные тенденции. Так, был разработан проект новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», где нашли отражение фундаментальные принципы МСФО, устранен ряд противоречий с мировой практикой, установлено, что общественно значимые компании будут обязаны составлять отчетность по МСФО. Остается надеяться, что этот Закон появится в ближайшее время, а не будет отложен еще на годы. К тому же в числе мер по реализации Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9.12.2010 г. между Беларусью, Казахстаном и Россией значится завершение перехода участников финансового рынка наших стран на использование МСФО. Реализация данного Соглашения должна быть завершена в срок до 31.12.2013 г.

Наиболее разумным практическим шагом было бы использование опыта Нацбанка. Ведь «соль» ситуации в том, что не должно быть отдельных национальных стандартов для банковского сектора и других секторов экономики. Ведь МСФО по своей сути универсальны к применению и не имеют «отраслевого» признака. Минфину нужно взять их за основу, буквально заменить слово «банк» на «субъект хозяйствования» и совместно с Нацбанком и консультантом продолжить работу по разработке остальных 14 стандартов. Тогда будет единый и унифицированный свод Национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО) для республики. Нацбанк уже сделал большой задел, который можно и нужно использовать, чтобы не ударить в грязь лицом перед нашими партнерами по Таможенному союзу и ЕЭП и уложиться к 31 декабря 2013 г.

— Но тогда бухгалтерам придется составлять две отчетности вместо одной и нагрузка на них еще больше вырастет...

— Нашим законодателям стоит задуматься над тем, чтобы предоставить право всем субъектам хозяйствования составлять отчетность по МСФО вместо белорусской, а организациям, обязанным составлять отчетность по МСФО (банкам и прочим общественно значимым компаниям), разрешить не составлять отчетность по национальным правилам, как это сделано в России, Казахстане, Азербайджане и Грузии. Тогда можно будет сосредоточиться на анализе реальных финансовых показателей, вместо того чтобы рассматривать и объяснять расхождения и складировать десятки тонн макулатуры в архивах налоговых инспекций и Белстата.

Учитывая мировую практику, стоит также придать рекомендательный статус Типовому плану счетов бухгалтерского учета, для начала хотя бы для компаний с иностранными инвестициями. План счетов, как известно, является фундаментальной основой учета. Если он грамотно составлен, учитывает специфику предприятия и требования пользователей отчетности, то удастся обойтись без дублирования учета, сократить издержки и нагрузку на бухгалтеров, а главное — бухучет станет эффективнее, будет соответствовать целям компании и требованиям МСФО.

— Почему же в первую очередь иностранные компании?

— При составлении консолидированной отчетности международные корпорации используют единые план счетов и учетную политику в своих дочерних компаниях во всех странах мира. Обычно используется англосаксонская модель плана счетов, повторяющая структуру баланса и отчета о прибылях и убытках. Она содержит девять обязательных классов счетов, среди которых нет активно-пассивных. В большинстве европейских стран, а также в США, в отличие от Беларуси, план счетов строится в порядке убывания ликвидности активов и пассивов. Этот принцип также заложен в МСФО 1 «Презентация финансовой отчетности». Предоставление некоторой степени свободы будет способствовать положительному имиджу страны, а для серьезных компаний станет реальной поддержкой. Я не думаю, что многие белорусские предприятия сразу захотят воспользоваться такой свободой, ведь разработка плана счетов — сложная и порой дорогостоящая работа. Но для наиболее продвинутых такая возможность будет полезна.

— В числе проблем, связанных с внедрением МСФО, часто называют недоступность их текстов. Тут и языковой барьер, и дороговизна приобретения авторских прав на публикацию стандартов...

— Эти отговорки пора забыть. Во-первых, МСФО давно переведены на основные мировые языки, в т.ч. русский. Любой желающий может бесплатно скачать все стандарты на нужном языке на сайте www.iasb.org. Во-вторых, Комитет по МСФО заключает с заинтересованными странами соглашения об отказе от своих авторских прав на перевод, предусматривающие его распространение на их территории. Казахстан заключил такое соглашение 5 марта 2011 г., Россия собирается сделать это в ближайшем будущем. Нам остается только догонять союзников.

Тем не менее путь сближения с МСФО не так прост, да и сами стандарты достаточно сложны. И нельзя декларировать, что в новой редакции Закона о бухучете нашли отражение 32 из 37 стандартов МСФО. Это не так. Кто хоть раз держал текст МСФО в руках, знает, что это книга стандартного формата объемом более чем 2400 страниц и весом почти 2 кг, похожая на Библию. По сути она и есть бизнес-библия для бухгалтеров всего мира. Поэтому скорейшее принятие МСФО — важный шаг в процессе построения взаимного доверия с мировым бизнес-сообществом. МСФО — это инвестиции в будущее, которые окупятся с лихвой.

Беседовала
Валерия ГЕРАСИМОВА

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях