$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЕРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАМЯ РЕФОРМ

01.03.2011

Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утвержденная постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, зарегистрирована в НРПА 24 февраля. Этот документ должен определить основные направления реформирования отечественной экономики на ближайшие годы.

Важнейшей задачей деятельности правительства на 2011–2015 гг. является обеспечение устойчивого экономического роста. Внутренний валовой продукт должен вырасти до 162–168% за пятилетие, а его объем на душу населения по паритету покупательной способности до 28,6–29,8 тыс. USD. Запланированы снижение энергоемкости ВВП на 29%, увеличение объема экспорта товаров в 2,2 раза и услуг — в 3 раза, улучшение сальдо внешней торговли до 0,5–0,6% к ВВП в 2015 г., рост реальных располагаемых денежных доходов населения — в 1,7–1,76 раза.

Для решения этих задач правительство собирается провести структурное реформирование экономики, уделив особое внимание производительности труда, которая должна вырасти в 1,62–1,67 раза, до 58–60 тыс. USD на одного занятого, стимулированию инвестиций и инноваций. Так, запланирован рост инвестиций в основной капитал в 1,9–1,97 раза, в т.ч. 7–7,5 млрд. USD ПИИ, увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции с нынешних 11% до 20–21% в 2015 г., объема ее экспорта — с 3 до 13 млрд. USD. Впервые так много внимания уделено созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности, развитию добросовестной конкуренции, преодолению монополизма и поощрению предпринимательской инициативы. При этом обещано сокращение масштаба монополизации инфраструктур путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов. Одновременно правительство намерено создавать в разных отраслях крупные интегрированные производственные структуры (холдинги, кластеры, финансово-промышленные группы), способные обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках.

Особое место в программе занимает задача вхождения в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления в стране. Речь идет уже не только о традиционном Doing Business Всемирного банка, но и о рейтингах экономической свободы, глобальной конкурентоспособности, классификации страновых кредитных рисков ОЭСР. При этом персональная ответственность за обеспечение повышения позиции страны в этих рейтингах по отдельным показателям возлагается на профильные министерства. Так что чиновники теперь должны быть лично заинтересованы в том, чтобы ситуация в Беларуси произвела впечатление на зарубежных экспертов.

Целью реформирования отношений собственности провозглашается создание эффективных государственного и частного секторов экономики, сокращение объемов государственного субсидирования субъектов хозяйствования, увеличение притока прямых иностранных инвестиций. При этом ставится задача ускоренного развития частного бизнеса в тех секторах экономики, в которых эффективность его выше, чем госпредприятий. Важное место отводится здесь формированию прозрачной системы приватизации, ориентированной на модернизацию производства и привлечение инвестиций, совершенствованию методологии оценки имущества, гарантии добросовестным приобретателям госимущества сохранения прав собственности. Однако Президент Александр Лукашенко, встречаясь в пятницу с новым составом правительства, предупредил, что продажа госсобственности не должна быть основным способом привлечения иностранного капитала.

«Не зацикливайтесь на приватизации и не понимайте прямые иностранные инвестиции исключительно как продажу государственной собственности. В стране много неиспользованных территорий, квалифицированной рабочей силы, возможностей для строительства предприятий с чистого листа».

Впрочем, как показывает практика, ни отечественные, ни зарубежные инвесторы зачастую не горят желанием «поднимать» неэффективные госпредприятия, беря на себя обязательства сохранять его профиль и персонал. Поэтому правительству остается озаботиться совершенствованием механизмов банкротства и санации — от нормативной базы до повышения качества антикризисного менеджмента, включая привлечение зарубежных управляющих и иностранных компаний, специализирующихся в данной области.

Сложные проблемы предстоит решить в финансовой сфере. С одной стороны, ставится задача снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП в 2015 г., а с другой — повысить эффективность бюджетных расходов, оптимизировать их структуру, уменьшить дефицит консолидированного бюджета с 2,6% в 2010 г. до 1,5% к ВВП в 2015-м, создать эффективную систему управления госдолгом. Глава государства попенял правительству на то, что концепция такой системы до сих пор не создана. Президент также раскритиковал действия Нацбанка по ограничению доступа предприятий к валютным ресурсам. «Сложилась ситуация, когда ключевые предприятия приносят валюту в страну, а премьер-министр и глава Нацбанка, основываясь на непонятных теориях свободного рынка, раздают кому попало эту валюту». Президент потребовал прекратить «отбирать у руководителей предприятий, организаций валюту, которую они зарабатывают, и раздавать тем, кто ее в страну не приносит».

Ставится задача повышения экономической эффективности АПК, роста производительности труда в сельскохозяйственном производстве в 1,5 раза, рентабельности продаж до 10–11%, экспорта сельхозпродукции до 7,2 млрд. USD, достижение положительного сальдо внешней торговли в 4 млрд. USD при обеспечении сбалансированности внутреннего продовольственного рынка. Для этого, по мнению авторов программы, необходимо, во-первых, сформировать рыночный механизм хозяйствования, обеспечивающий повышение эффективности агропромышленного производства, развитие предпринимательской инициативы, привлечение и рациональное использование инвестиций в сельской местности. Во-вторых, нужно создать условия для повышения доходов сельского населения, увеличения его численности и закрепления на селе. Однако среди запланированных мероприятий не значится реформирование сельхозпредприятий и передача земли в частную собственность.

Символично, что принятие постановления № 216 совпало с юбилеями отмены крепостного права и XX съезда КПСС, знаменовавшего переход от сталинизма к хрущевской «оттепели». Проведет ли новое белорусское правительство в соответствии со своей программой глубокие реформы отечественной экономики или они окажутся столь же непоследовательными и незавершенными, как те, что начались в 1861 и 1956 годах?

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях