$

2.0470 руб.

2.2714 руб.

Р (100)

3.1033 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Актуально

ПЕРЕХОДИМ НА ЛИМИТ

14.09.2007

Глава государства Александр ЛУКАШЕНКО одобрил проект Концепции энергетической безопасности Беларуси до 2020 г., разработанный с учетом роста цен на российские энергоносители.

Впервые, сообщает пресс-служба Президента, разработан долгосрочный баланс топливно-энергетических ресурсов, на базе которого будут формироваться планы дальнейшего социально-экономического и инновационного развития республики, а также различные государственные программы. Проект предусматривает 12 пороговых значений — показателей, от соблюдения которых будет зависеть энергетическая и, следовательно, экономическая, политическая и производственная безопасность страны.

«В сфере энергопотребления выстраивается прозрачная «вертикаль»: на уровне страны определяется баланс и энергоемкость ВВП, на уровне министерств — расход ТЭР на ту или иную единицу производимой продукции в денежном выражении». В отношении тех субъектов хозяйствования, которые не укладываются в установленные нормы потребления, будут применяться повышенные тарифы платы за электро — и теплоэнергию. В то же время будут практиковаться выплаты денежных вознаграждений как инструмента поощрения энергосбережения и экономии. Кроме того, устанавливаются лимиты предельного потребления ТЭР: «перешагнуть установленную верхнюю планку не сможет ни завод, ни организация, ни госучреждение».

При обсуждении проекта документа «Президент указал на необходимость изучения вопросов в сфере материалоемкости и тщательного подхода к стандартизации продукции: товары, не соответствующие критериям энергопотребления, не должны поступать на белорусский рынок».

В соответствии с проектом Концепции к 2020 г. в топливно-энергетическом балансе республики почти вдвое будет сокращена доля природного газа при значительном увеличении его (а также мазута) запасов. Например, запасы газа с учетом создаваемых мощностей по его хранению должны обеспечивать бесперебойную работу экономики в течение 45 зимних суток. В проект заложено и создание мощностей по хранению мазута для работы народного хозяйства на этом резервном топливе не менее 50 зимних суток. При этом глава государства ставит задачу выйти на общепринятый в Европе показатель: запасов мазута должно хватать не менее чем на 90 зимних суток.

Вводится специальный показатель энергоемкости производимых в отраслях и на отдельных предприятиях продукции, товаров и услуг. При этом акцент будет делаться на использование исключительно энергоэффективных изделий. К примеру, Национальная академия наук рассматривает вопрос о массовом внедрении светодиодной техники.

Недавняя проверка Комитетом госконтроля Департамента по энергоэффективности Госстандарта показала, что в вопросах энергосбережения мы пока весьма далеки от передовых технологий: как сообщил ранее журналистам заместитель председателя Президиума НАН Беларуси В.Тимошпольский, за прошлую пятилетку не выполнено 60% проектов. «Работать над ошибками» тоже или не хотим, или не умеем: в 2006 г. республика использовала 37 млн. т условного топлива. В 2010 г. этот показатель должен составить 40 млн. т у.т., но если с такой «результативностью» будем выполнять программу энергосбережения и впредь, то выйдем на все 45 млн.

Основными причинами «фактического провала» программы ученый считает то, что многие работающие в сфере энергосбережения специалисты и руководители «не владеют современными высокотехнологичными процессами, не хотят прислушиваться к мнению ученых и инженеров-практиков».

Нет единой целенаправленной политики энергосбережения, отстают от потребностей времени наука и промышленность. Достаточно сказать, что в Беларуси до сих пор функционирует около полтысячи термических печей, имеющих крайне низкий КПД.

Немаловажна и «цена вопроса»: в 2006-2010 гг. республика на реализацию основных задач по энергосбережению расходует 3,5-4 млрд.USD — почти десятую часть бюджета. «Думаю, что эта цифра нам по силам, но министерствам и ведомствам нужно активнее работать в данном направлении», — отметил В.Тимошпольский, подчеркнув, что для запланированного выхода на экономию 8 млрд. т у.т. необходимые расходы оцениваются в 7 — 8 млрд.USD при ВВП республики в 45-50 млрд. USD.

В соответствии с проектом Концепции будет продолжена работа по диверсификации энергоносителей. Идут активные переговоры о закупках с использованием различных схем, включая т.н. энергозачет, азербайджанской и венесуэльской нефти, туркменского и иранского газа. Кроме того, к 2011 г. в энергобаланс страны предполагается ввести порядка 3 млн. т у.т. высококалорийных углей, в качестве поставщиков которых, помимо России, рассматриваются Польша, Украина, Германия. В Брестской, Гродненской и Гомельской областях «под уголь» планируется построить три станции мощностью 800-850 МВт. В какой-то мере в реализации этих проектов будут участвовать и китайские инвесторы — предусматривается их участие в строительстве новых энергоблоков.

Кроме того, уже в ближайшее время станет ощутимой реальная экономическая выгода от перевода на уголь цементных заводов. По оценке специалистов, в условиях роста цен на мазут и на газ выработка тепловой и электрической энергии на этом топливе в перспективе станет значительно выгоднее.

Еще один важнейший аспект энергоэффективности и энергобезопасности страны — строительство собственной атомной станции, электроэнергия которой, по расчетам, в будущем займет в энергобалансе не менее 10%. Наиболее перспективными для ее возведения считаются площадки в Могилевской области (Краснополянская и Кукшиновская), хотя изучается вероятность строительства станции и у границы с Литвой.

По словам В.Тимошпольского, мировые расценки на строительство атомных блоков будут постоянно расти, и следует максимально быстрее определиться с началом строительства отечественной АЭС, тем более что уже «просматривается» возможность организации в будущем экспорта полученной на ней электроэнергии, в т.ч. в Россию, с целью компенсации затрат на покупку природного газа.

Федор Заяц


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы