$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Переход на стандарты МСФО: выбор путей и методов

06.04.2007

Актуальные вопросы перехода на МСФО белорусских предприятий будут обсуждаться 26 апреля 2007 года на международной конференции «Переход на МСФО — проблемы и возможности для белорусских предприятий. Международный опыт».

Реформа на принципах МСФО

На наш взгляд, развитие бухучета должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню хозяйственного механизма. Реформа бухучета — системный процесс, который должен преследовать, по меньшей мере, несколько целей: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, создание инфраструктуры применения МСФО, изменение системы регулирования бухучета, подготовку и повышение квалификации кадров.

Наши предприятия с упорством, достойным лучшего применения, ведут и тратят ресурсы на несколько видов отчетности — бухгалтерской, налоговой, управленческой (зависит от желания директоров понимать истинные финансовые потоки компании). Иногда к ним добавляется и международная отчетность, которую хотят видеть инвесторы. Сложилась парадоксальная ситуация: большинство белорусских предприятий составляют отчетность, которая не находит заинтересованных пользователей. Избыточная отчетность готовится для налоговых органов, Минстата, для которых мало важна эффективность управленческих и инвестиционных решений.

Предприятия получают несколько серьезных преимуществ при переходе на МСФО:

— снижение издержек предприятий на ведение «тройной» отчетности;

— раскрытие в финансовой отчетности экономической сущности бизнес-процессов, наиболее адекватных для принятия эффективных управленческих решений в жесткой конкурентной среде;

— предоставление зарубежным инвесторам понятной им информации, что облегчает доступ к мировым рынкам капитала;

— повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом.

В Беларуси сегодня, вероятно, только 150-200 предприятий, действительно заинтересованных в представлении финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Но те организации, которые хотят составлять такую финансовую отчетность, нужно освободить от необходимости вести параллельный учет и составлять отчетность по белорусским правилам (за исключением налоговой отчетности). Всем остальным придется вести учет по отечественным правилам, которые постепенно будут приближаться к МСФО.

На сегодня Министерством финансов уже проделана значительная нормотворческая и методическая работа по сближению национального законодательства в сфере бухучета с требованиями международных стандартов. В целом новые формы отчетности, вводимые в 2007 г., значительно улучшены и существенно приближены к международным нормам.

Разумеется, суть проблем перехода на МСФО может оценить лишь довольно узкий круг специалистов. Поэтому предоставим им слово:

Дмитрий ПАНКОВ, завкафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита БГЭУ, доктор экономических наук:

— В целом к оценке содержания МСФО, к целесообразности и возможности их использования в экономической практике в нашей стране следует подходить осторожно и с известной долей консерватизма. Безусловно, стандарты отражают богатый международный опыт, накопленный передовыми представителями бухгалтерской профессии развитых стран. Однако следует четко понимать, чьи экономические интересы они призваны отражать и для кого применяются постулаты МСФО.

Являясь достаточно гибким документом, допускающим целый ряд альтернативных методов оценок и отражения в учете фактов хозяйственной жизни, стандарты в основном ориентированы на интересы владельцев компаний. В условиях доминирования государственной формы собственности, отсутствия фондового рынка явных пре-

имуществ от скоропалительного внедрения МСФО ожидать не приходится. Приходящие же иностранные инвесторы при покупке отечественных предприятий все равно будут привлекать международные аудиторские компании для уверенности в учетных данных, а вести учет исходя из собственных соображений.

Татьяна РЫБАК, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита БГЭУ, эксперт международного

объединения «Экономические

исследования и образование», кандидат экономических наук:

— Процесс перехода национальной системы бухучета на МСФО в значительной мере сдерживается из-за недостатка квалифицированных кадров. В высших учебных заведениях данной проблеме не уделяется должного внимания. Например, в учебных планах подготовки специалистов высшей квалификации по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту Белорусского государственного экономического университета предусмотрен только 30-часовой лекционный курс «Бухгалтерский учет в зарубежных странах», в рамках которого можно получить лишь некоторое представление о МСФО.

Сертификация на получение международно признанной квалификации бухгалтера по программам CIPA, ACCA и другим в Беларуси тоже пока не проводится. Одна из причин — отсутствие государственной поддержки. В то же время создание системы профессионального образования с участием специализированных международных и национальных организаций — необходимый элемент реализации государственной программы перехода на МСФО.

Выбор сценария

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) в своих документах указывает, что применение МСФО отдельными компаниями не может быть частичным. Считается, что финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая МСФО, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого стандарта. Это значит, что каждая компания в своей учетной политике должна учитывать требования всех МСФО, которые относятся к ее операциям и деятельности.

Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности в соответствии со всеми требованиями МСФО. Учетная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчетам.

Если предприятие выбирает ведение учета по МСФО, то параллельно придется вести два учета. Ведь белорусские правила бухучета еще никто не отменял. Поэтому такой вариант окажется пока весьма трудоемким.

Поэтому пока для многих предприятий более привлекательной кажется трансформация отчетности, подготовленной по национальным правилам в МСФО. Эта процедура менее трудозатратна. Методы трансформации могут значительно варьироваться в различных компаниях.

Общая стратегии трансформации на конкретном предприятии, по нашему мнению, может быть следующей:

разработать учетную политику, основанную на принципах и методах МСФО;

создать рабочий план счетов, предусмотрев составление соответствующих корректировочных и реклассифицирующих бухгалтерских записей;

разработать методику корректировки порядка отражения отдельных элементов бухучета (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, обязательств, капитала) в финансовой отчетности по МСФО с учетом отраслевой и индивидуальной специфики предприятия;

скорректировать содержание форм финансовой отчетности для данного предприятия с учетом требований МСФО;

автоматизировать процесс трансформации.

Специалистами международного объединения «Экономические исследования и образование» разрабатывается методика трансформации белорусской отчетности в МСФО, которая поможет нашим бухгалтерам и аудиторам проводить такие процедуры самостоятельно. Подходы к трансформации и методам ее автоматизации будут представлены на международной конференции «Переход на МСФО — проблемы и возможности для белорусских предприятий. Международный опыт».

Ирина МАЦОКИНА,
директор международного объединения
«Экономические исследования и образование»,
кандидат экономических наук