$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Банки и расчеты

Переход на месте,

30.11.2007

Месяц остался до Нового года. А значит, истекает срок реализации Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 4.09.1998 № 694. Постановление это устанавливает «срок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на международные стандарты финансовой отчетности в Республике Беларусь до 1 января 2008 г.». Выполнение программы и пути дальнейшего развития бухучета стали темой ряда последних совещаний и конференций.

Иные законопослушные бухгалтеры, привыкшие дословно понимать и неукоснительно исполнять требования каждого нормативного акта, и рады бы перейти, куда велено. Если бы знали, в чем, собственно, заключается переход на МСФО. Следует ли понимать, что с 1 января в Беларуси все обязаны составлять отчетность по МСФО или национальное бухгалтерское законодательство этим стандартам полностью соответствует?

Для банков этот вопрос решен. Со следующего года все они будут помимо белорусской составлять отчетность по МСФО и представлять ее Нацбанку. Судьбу остальных предприятий государство не намерено решать столь категорично. По мнению Минфина, достаточно разрешить нескольким десяткам субъектов хозяйствования составлять отчетность по МСФО (IAS/IFRS), что не избавляет их от обязанности составлять и белорусскую отчетность.

При этом речь идет не о параллельном ведении учета, а о трансформации отчетности, составленной по отечественным правилам, в формат МСФО путем ряда корректировок. Делать это придется своими силами, если в штате предприятия имеются соответствующие специалисты, или привлекать консалтинговые фирмы. Всем остальным можно не беспокоиться — они будут, как и сейчас, вести учет и составлять отчетность по белорусскому законодательству.

МОЖНО ли считать «переходом на МСФО» такое решение? Скажем, на IV Международном конгрессе национальных органов, устанавливающих стандарты бухгалтерского учета, проходившем 24-25 сентября в Лондоне, рассматривались три варианта перехода на МСФО: принятие МСФО в качестве национальных стандартов, принятие национальных стандартов путем адаптации МСФО, конвергенция национальных стандартов с МСФО. Вариант «трансформации для избранных» IASB и страны, внедряющие МСФО, не рассматривали. Ведь это актуально лишь для тех стран, где отчетность МСФО не соответствует, и лишь до тех пор, пока это несоответствие не будет устранено. Впрочем, белорусы в подобных мероприятиях уже давно не присутствовали.

С 1998 г. Минфином было разработано 37 нормативных актов по вопросам, рассматриваемым в МСФО. И это не считая Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», целого ряда других законодательных актов и Типового плана счетов. Впрочем, хотя последний и считается у нас эпохальным событием в реформе бухучета, к МСФО не имеет отношения хотя бы потому, что в них единого плана счетов вообще не предусмотрено. Тем не менее зарубежные инвесторы нашу отчетность не принимают, требуя переделать ее в понятный для них формат.

Причина в том, что, к сожалению, сегодня в отечественном законодательстве отсутствует целый ряд основополагающих принципов и методов, имеющихся в МСФО. Это обусловлено, прежде всего, особенностями правовой системы Беларуси, где нормы гражданского законодательства порой доминируют над объективными законами экономики и теорией бухучета. А потому в случае расхождения МСФО и норм ГК, законов, указов и декретов и т. п. шансов на приоритет у международных стандартов нет.

Программа, утвержденная постановлением № 694, предусматривала переориентировать нормативное регулирование с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, органично сочетать нормативные предписания государственных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, а также взвешенно использовать МСФО в национальном регулировании бухучета. В то же время большинство нормативных актов по бухучету, в отличие от МСФО, содержат указания именно по регулированию учетного процесса, но не по составлению бухгалтерской отчетности. Причем в этих нормативных актах зачастую не учитываются изменения, произошедшие в МСФО в 2003-2005 гг. А ведь в 2009 г. разработчики МСФО планируют существенно изменить еще 25 стандартов. Соответственно странам, поставившим перед собой задачу перехода на МСФО, приходится не только приводить свое законодательство в соответствие с действующими стандартами, но и отслеживать планируемые изменения, чтобы вовремя внести корректировки. Таким образом, для Беларуси актуально принятие новой программы развития бухучета, в которой предусматривалось бы планомерное изменение всего бухгалтерского законодательства с целью приведения его в соответствие с действующими МСФО. А значит — внесение в планы законопроектной деятельности пересмотра всех актов законодательства, касающихся вопросов бухучета. Таким образом, переход на МСФО (как его понимают их разработчики) займет еще 5-7 лет, как и у всех остальных стран, не входящих в Евросоюз, — от Австралии, Бразилии и США до России, Китая и Японии.

ЭТО весьма объемная работа. Есть объективные трудности, например, в оценке по справедливой стоимости. Но МСФО разрешает учитывать активы по первоначальной стоимости, если нельзя определить рыночную. Не являются проблемой и другие различия. Скажем, если у нас выручка признается «по оплате» или «по отгрузке» по выбору предприятия, то в МСФО допустим только метод начисления. Правда, кроме этого требуется еще и соблюдение ряда критериев признания выручки. И тут-то возможны проблемы. Показатели иных предприятий существенно изменятся, если они в соответствии с IAS-18 не будут признавать выручкой отгрузку, по которой возможно непоступление оплаты, внутригрупповые обороты и т. п.

Некоторые определения элементов отчетности в МСФО на первый взгляд кажутся недостаточно конкретными. Так, определение расходов в Принципах МСФО несколькими фразами регламентирует признание и учет затрат без тех подробностей и документального оформления, которыми мы так озабочены. Полная детализация по статьям затрат все равно невозможна в условиях многообразной и изменчивой экономической жизни. Таким образом, все усилия по совершенствованию Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость, заведомо бесполезны. Заметим, что подобного документа в большинстве стран мира для целей бухучета и ценообразования давно нет. Можно поспорить, что лучше: выискивать для каждой суммы соответствующий пункт инструкции, позволяющий отнести его на издержки, или считать расходом любое уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между акционерами. Но думаю, что наши бухгалтеры с этим разберутся. Возможно, им даже покажется, что проводить переоценку и обесценение активов, дисконтировать обязательства, создавать резервы и т. п. не сложнее, чем заполнять накладные. Тем более что ограничение состава затрат для целей налогового учета все равно неизбежно — как у нас, так и за рубежом.

ПО СЛОВАМ замминистра финансов И.Шунько, «зарубежные инвесторы предпочитают прозрачную и единообразную финансовую отчетность, которая обеспечивает надежную и объективную оценку результатов деятельности компании и соответствующий уровень долговременного прогнозирования. МСФО также позволяют компаниям получить более четкое представление о своем финансовом положении, реальной рыночной стоимости предприятия, результатах деятельности и движении денежных средств». Идя навстречу пожеланиям иностранного капитала, некоторые белорусские предприятия и будут составлять отчетность по МСФО, потому что лучших правил бухучета человечество пока не придумало. Неужто нам самим не нужна столь полезная информация? И можно ли считать достоверной отчетность, если она соответствует требованиям законодательства, но не отражает реальное финансовое положение предприятий? Но для внутреннего употребления отчетность по МСФО использовать пока не планируется. На Западе горький опыт скандалов с фальсифицированной отчетностью убедил всех, что стандарты, основанные на принципах и рекомендациях, обеспечивают гораздо большую степень достоверности экономической информации, чем детальные инструкции. Вопрос лишь в том, как научиться этими стандартами пользоваться.

Сегодня в Беларуси уже имеется несколько конкурирующих между собой организаций, предлагающих обучение по МСФО. Правда, не каждое предприятие готово отдать 1700-15 000 у.е. за подготовку хотя бы одного сертифицированного бухгалтера. Тем более что такой специалист, получив зарубежную «корочку», может найти себе куда более высокооплачиваемую работу в России или Украине. И удержать его будет весьма сложно.

По мнению одного из чиновников, судьба реформы бухучета должна решаться силами заинтересованных министерств за закрытыми дверями без участия посторонних. Ибо это — вопрос политический. Действительно, от бухгалтерии зависит сбор налогов, раздача субсидий, выполнение прогнозных показателей, а значит — и зарплата работников, премии руководителей, бюджет страны и имидж избранной социально-экономической модели. Причем бухгалтер (добровольно или по приказу начальства) легко, не нарушая законодательства, может нарисовать «нужные» финансовые результаты. Вряд ли налоговая инспекция накажет за то, что выручка признается раньше, чем следовало, а расходы растягиваются на будущие периоды. Ведь это улучшит сбор налогов и добавит проценты роста ВВП и снижения числа убыточных хозяйств. И даже не исказит статотчетность, которая составляется на основе бухгалтерской. Но если вторая не отражает реальное финансовое положение предприятий, то первая не покажет реальное состояние экономики страны. И никакие штрафы здесь не помогут. Потому что экономические законы можно игнорировать для решения актуальных социальных и политических задач лишь до поры до времени. А потом возникает первый бухгалтерский парадокс: почему при такой хорошей прибыли вдруг нет денег? А ведь есть и другие парадоксы, которые непосредственно затрагивают интересы не только государства как законодателя и главного пользователя бухгалтерской отчетности, но и жизнь множества «посторонних» — десятков тысяч трудяг-бухгалтеров, нескольких сотен жадных инвесторов и миллионов обывателей, которые судят о бухучете, стоя у окошка кассы…

Леонид ФРИДКИН


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях