$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Перегонка биодизеля

12.01.2010

В наступившем году наша страна должна произвести более миллиона тонн дизельного биотоплива. Этого требует новая редакция госпрограммы по биодизелю на 2007–2010 гг. (утв. постановлением Совмина от 11.12.2009 № 1627). Вообще-то прежние планы были более впечатляющими.

В соответствии с постановлением Совмина от 17.12.2007 № 1760 в 2010 году намечалось произвести 2,2 млн. т биодизеля. Приблизительно столько дизтоплива Беларусь потребляет за год. Сокращение потребности в нефтепродуктах дало бы экономию в 100 млн. USD.

Применение нового вида топлива призвано также способствовать улучшению экологической ситуации ввиду сокращения на 40% вредных выбросов от автомобилей. А выращивание рапса позволяет уменьшить импорт жмыхов и шротов из сои и подсолнечника (до 200 тыс. т в год) для производства кормов, что обернется экономией еще 30 млн. USD.

В реальности дела, однако, шли несколько иначе, нежели это предписывалось постановлением № 1760. Заметно повлияли на сроки выполнения мероприятий и выход на намеченные объемы в 2009–2010 гг. разногласия по вопросу технологий производства отечественного биодизеля между исследователями из НИИ физико-химических проблем БГУ и Новоельнинского межрайагроснаба (Гродненская обл.). В спор был втянут ряд министерств и ведомств.

Из новой редакции программы следует, что победу одержала технология, которую отстаивали ученые Белгосуниверситета. Дизельное биотопливо в нашей стране будет производиться на основе метиловых эфиров жирных кислот (МЭЖК), что в общем-то не является нашим национальным изобретением, а заимствовано из мировой практики. Из семян рапса извлекают жмых на комбикорма и масло, которое, в свою очередь, подвергается обработке метиловым спиртом (метанолом) в смеси с катализатором. В результате и получается «мэжка».

Согласно постановлению № 1627 на производство этого продукта ориентированы ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Могилевхимволоконо». Им установлены задания довести выпуск МЭЖК в 2010 г. до 50 тыс. т. В настоящее время оба предприятия уже ее производят, хотя и в меньших объемах. Причем и в Могилеве, и в Гродно отмечают выгодность такого производства. Поэтому их примеру по выпуску эфира решило последовать ОАО «Белшина». Как поясняют в администрации объединения, снижение спроса на шины из-за кризиса автомобилестроительной индустрии заставляет искать пути компенсации экономических потерь. Поэтому бобруйское предприятие оперативно закупило и установило в конце прошлого года оборудование и уже в начале 2010 г. рассчитывает начать реализацию этого товара.

«Мэжку» в размере 5% добавляют в дизельное топливо, в результате чего и получается биогорючее для заправки автомобилей и тракторов. Главным исполнителем госпрограммы по организации производства и сбыта смешанного биотоплива постановлением № 1627 определено РУП «ПО Белоруснефть», которому на нынешний год доведено задание в 0,78–1 млн. т.

Как в мире, так и в нашей стране растет доверие потребителей к использованию биодизеля. Дело прежде всего в цене — на белорусском рынке ДТ-Б5 (с биодобавкой) дешевле нефтяного дизтоплива примерно на 11,8% при реализации оптом и на 12,8% — через АЗС. Как уверяют продавцы, отечественный продукт полностью соответствует требованиям национального и европейского стандартов.

Поэтому растет число его пользователей. Так, за 11 месяцев 2009 г. производство биодизельного топлива в Беларуси выросло в 4,8 раза по сравнению с январем–ноябрем 2008 г. и достигло 463,8 тыс. т. Причем его запасы на складах на 1.12.2009 г. составили лишь 3,8% к среднемесячному объему выпуска.

Впрочем, о блестящих перспективах этого направления говорить преждевременно. Идея развития растительных заменителей нефтепродуктов не всем в мире кажется бесспорной и прогрессивной. Перекраивание структуры землепользования в пользу кукурузы и рапса, расширение площадей под их посевы для наращивания выпуска биотоплива в некоторых странах оборачивается сокращением производства продовольствия, исчезновением природных ландшафтов, что ведет к неблагоприятным социальным и экологическим последствиям.

Поэтому звучат призывы к правительствам запустить программы по эффективному использованию уже имеющегося горючего. Например, увеличить финансовую поддержку автомобильного и железнодорожного транспорта, создать эффективные электромобили, а часть населения по примеру голландцев и вьетнамцев пересадить на велосипеды. Здоровее будем.

Иван МИХАЛЕВИЧ