$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Передел полномочий©

11.01.2013

Указом Президента от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 576) Министерство экономики определено уполномоченным госорганом по осуществлению госзакупок, а также внесен ряд корректив в правила их проведения.

В соответствии с Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) управление госзакупками возлагается на уполномоченный госорган, который должен координировать деятельность министерств и ведомств в данной сфере, вести мониторинг, разъяснять нормы законодательства, рассматривать жалобы на действия и решения заказчика, комиссии и ее членов, товарной биржи, операторов электронной торговой площадки и официального сайта. На него возлагается также обязанность по формированию списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, подготовке предложений по совершенствованию их нормативно-правовой базы, сотрудничеству с иностранными и международными организациями.

Делегирование этих полномочий Минэкономики создало забавную ситуацию. Четыре месяца назад Совмин постановлением от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 778) наделил этими же функциями Минторг, освободив Минэкономики от кураторства системы госзакупок. Теперь же в связи с выходом Указа № 576 правительству придется издавать новое постановление, отменяющее предыдущее.

Возможно, такие перемены связаны с намечаемым сокращением госаппарата и отсутствием у Минторга необходимого опыта по управлению госзакупками, объем которых составляет около 6–7 млрд. USD в год. К тому же в текущем году задача усложняется вступлением в силу Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 г., призванного обеспечить интеграцию рынка госзакупок в странах Таможенного союза.

С этим Соглашением должны быть приведены в соответствие нормы национального законодательства трех стран. В частности, в Беларуси упраздняются правила, установленные Указом от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Указ № 618). Однако при централизации госзакупок сохраняется институт организаторов, который становится еще более зависимым от госорганов. Теперь организаторами могут быть не только подчиненные им организации, но и сами министерства, концерны и т.д. На госорганы возложена обязанность по установлению порядка взаимоотношений организаторов с заказчиками, который должен включать перечень товаров, процедуры госзакупок которых организует и проводит данный организатор.

Как и ранее, штраф в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ) грозит должностным лицам за нарушение требований законодательства о госзакупках, а руководителей госзаказчиков — за необоснованное уклонение от заключения госконтракта на поставку товаров для государственных нужд.

Особое место в Указе № 576 уделено вопросам выбора подрядчиков в строительстве. Дело в том, что в соответствии с постановлением № 778 строительные услуги, кроме особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог в соответствии с ежегодно утверждаемой Государственной инвестиционной программой, должны закупаться на электронных аукционах. То есть выбор подрядчиков при строительстве объектов с 2013 г. необходимо осуществлять в соответствии с нормами Закона № 419-З. Ими, согласно Указу № 576, будет регулироваться выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов.

При этом Указ Президента от 7.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 58), которым до сих пор регулировался порядок выбора подрядчиков, не утратил силы, однако его применение в строительной сфере согласно Указу № 576 значительно сузится.

Теперь согласно внесенным в Указ № 58 изменениям проведение подрядных торгов будет обязательным при заключении договоров на строительство объектов стоимостью 3000 БВ и более, финансируемых за счет внешних займов, в т.ч. государственных, кредитов белорусских банков, привлекаемых или выдаваемых под гарантии правительства. Кроме того, в соответствии с внесенными в Указ № 58 изменениями подрядные торги обязательны при строительстве за счет иных источников дорогостоящих объектов — 50 000 БВ и более. Исключение составляют объекты, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью — за счет средств иностранных инвесторов. Порядок закупки товаров при строительстве объектов, требующих проведения подрядных торгов, будет установлен Совмином.

Потенциальным участникам конкурсов в соответствии с Указом № 576 придется оплачивать услуги оператора официального сайта по размещению информации о госзакупках. С одной стороны, это противоречит нормам ст. 6 Соглашения, не допускающим взимания с потенциальных поставщиков платы за участие в закупках — за исключением случаев, предусмотренных законодательством государства стороны о закупках. Воспользовавшись этой оговоркой, белорусские власти переложили на плечи поставщиков часть издержек госпредприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» — оператора официального сайта. Оставшуюся часть его расходов покроют, как следует из Указа № 576, заказчики и организаторы.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях