$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЕРЕД ЗНАКОМ ПОВОРОТА©

25.02.2014

 

Снижение ВВП Беларуси в январе текущего года на 1,1% по сравнению с январем 2013 г. можно пока не считать продолжением прошлогодней стагнации — только если надеяться, что правительственные планы начнут давать эффект уже до конца I квартала, развернув весь накопленный в 2013 г. негатив в другую сторону.

В суммовом выражении ВВП в январе 2014 г. составил 49 851,7 млрд. Br. Одновременно запасы готовой продукции выросли за месяц с 27 958,2 млрд. Br до 31 843,2 млрд., или с 70,2% до 78,2% среднемесячного объема промышленного производства. Хочется надеяться, что январь окажется всего лишь «первым блином», после которого планы ежеквартального роста экономики, определенные постановлением Совмина от 13.01.2014 № 17 начнут скрупулезно исполняться. Ведь в январе–марте прогнозируется увеличить ВВП всего на 0,7% к соответствующему периоду 2013 г. и, постепенно наращивая темп к концу года, выйти на итоговые 3,3%. Это вполне возможно, учитывая, что именно во II полугодии 2013 г. начался основной спад в экономике страны, а потому можно надеяться на помощь эффекта низкой базы.

Результаты регионов тоже пока не обнадеживают. В Витебской области валовой региональный продукт в январе т.г. уменьшился по сравнению с январем 2013 г. на 0,7%, объем продукции промышленности — на 4,4%, в Брестской — на 1,8% и 6,7% соответственно, в Могилевской — на 5,6% и 8,6%, Минской — на 6,1% и 9,7%, в Минске — на 1,1% и 10,8%. Несколько подправили положение Гродненская и Гомельская области, в которых валовой региональный продукт увеличился на 0,5% и 2,1%, однако в промышленности и там отмечен спад на 1,4% и 1%.

Судя по плану совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларуси, власти рассчитывают искусственно стимулировать рост с помощью господдержки, одновременно сохраняя относительно жесткую денежно-кредитную политику и ограничивая рост доходов населения, чтобы не допустить увеличения инфляции. В придачу правительство старается обеспечить минимальный дефицит бюджета в 2014–2016 гг., не допустить резкого роста госдолга и поддерживать стабильность национальной валюты.

Спад в промышленности и сельском хозяйстве, сокращение инвестиций в основной капитал и темпов роста частного потребления, воплотившееся в снижении темпов роста розничного товарооборота, заставляют видеть единственный возможный источник экономического роста в экспорте, что, собственно, и заложено в официальный прогноз социально-экономического развития. Однако этот вариант достижим лишь в случае благоприятной конъюнктуры мировой экономики и поддержания конкурентоспособности белорусской продукции. Однако спад в экономике и девальвация в России, Казахстане и других развивающихся странах, которые являются нашими основными торговыми партнерами, вряд ли позволит наращивать экспорт в запланированных объемах. А потому в ближайшей перспективе бюджетные расходы придется сокращать или искать новые пути пополнения казны за счет увеличения налогов.

Сочетание низких темпов экономического роста и высокой инфляции свидетельствует о структурной слабости белорусской экономики. Исправить положение власти пытаются в основном административными мерами в надежде, что этого, как обычно, хватит, чтобы продержаться до подхода очередной помощи от союзника. Так, есть надежда, что в 2015 г. доходы страны вырастут на 4 млрд. USD, если Россия прекратит взимать пошлины на экспорт нефтепродуктов из российской нефти. Это позволит сократить дефицит счета текущих операций, доходы бюджета вырастут, что даст возможность нарастить объемы государственных инвестиций, господдержки промышленности, строительства и АПК, а также увеличить социальные расходы.

Заметим, что в своих проблемах Беларусь не одинока. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в докладе «В походе за ростом», опубликованном 21 февраля, отмечает, что в большинстве стран реформы замедлились после мирового финансового кризиса и сейчас реализуются лишь обрывочно и частично. Между тем, по мнению авторов исследования, для того чтобы поддержать производительность и снизить торговые барьеры необходимы срочные и стремительные реформы, если мир хочет избежать медленного роста и высокой безработицы. Заместитель генерального секретаря и главный экономист ОЭСР Пьер Карло Падоан считает, что повсеместное замедление производительности со времени кризиса может предвещать начало новой эры слабого роста. Если раньше это касалось только развитых стран ОЭСР, то теперь эти проблемы охватывают и развивающиеся рынки. В ОЭСР полагают, что исправить положение могли бы снижение нормативных барьеров для конкуренции, увеличение открытости в международной торговле и инвестициях и перенос налогообложения с труда на потребление, недвижимость и наследство.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях