$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПЕРЕД КЕМ ЖЮРИ «СНЯЛО ШЛЯПУ?»

02.02.2007

На прошлой неделе были названы победители конкурса «Брэнд года-2006». За 6 лет его существования белорусский брэндинг заметно вырос, считают и организаторы, и международное жюри. И это не случайно.

- Брэндинг — мощная технология стратегии предприятия, способная резко поднять положение на рынке, — считает председатель оргкомитета Жанна Гринюк. — Он изменяет, делает другим, более ответственным и грамотным производителя и потребителя, расширяя и совершенствуя экономическое пространство, а значит, и общественное сознание.

От качества товара — к качеству жизни

В первую очередь это касается социально ответственных брэндов. Не случайно наибольшее число претендентов и победителей оказалось именно в группе «Социально ответственный брэнд». В число победителей данной номинации вышли брэнды ряда белорусских и иностранных предприятий, работающих в РБ. Это — «МакДональдс», «Минский транзитный банк», «Бритиш Американ Тоббако Трейдинг Компани», «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», «Савушкин продукт», «Инко-Фуд», «Xerox Ltd», BEL BIZ, «Ревю», Национальная платформа бизнеса, «Автохаус Атлант-М».

Высоко оценивая менеджмент и амбиции западных компаний, работающих на белорусском рынке, международное жюри считает, что профессионализм брэндменеджмента белорусских предприятий им не уступает. Подавляющее большинство представленных на конкурс брэнд-пакетов — это работы высокопрофессионального менеджмента. Это говорит о том, что конкурс «Брэнд года» — значительное явление в повышении качества нашей жизни.

— Сегодня брэндинг уже используется не для пиара или рекламы. Представляя собой суть компании, он позволяет идти от качества товара к качеству жизни. Брэндинг — важная составляющая достижения данного качества, — подчеркнул председатель Наблюдательного совета конкурса заместитель министра экономики Андрей Тур. — Брэнд Республики Беларусь, в каком бы облике он ни был: будь это брэнд шоколадной фабрики или какого-либо другого предприятия — это лицо нашего качества.

Рост белорусского брэндинга отметила и председатель международного жюри конкурса, профессор кафедры маркетинга Международного института бизнеса (Украина) Наталья Писаренко:

— За прошедшие с первого конкурса 6 лет изменились и белорусские предприятия, и сами брэнды (а также появилось много новых). Перемены брэндингового пространства белорусского рынка, на мой взгляд, огромны. Если бы у меня была шляпа, я бы сняла ее, чтобы выразить свое восхищением тем, что вы делаете по продвижению брэндов.

Лидеры профессиональных номинаций

Так перед кем сняла бы воображаемую шляпу председатель жюри конкурса? Из 65 участвовавших в конкурсе брэндов 49 номинировались в профессиональных номинациях. Называем брэнды, которые победили в профессиональном конкурсе «Брэнд года-2006».

Золотой медали в номинации «Брэнд «Спадчына» удостоен брэнд «Белавежская пуща». Три победителя определились в номинации «Брэнд — открытие года». Это «ByFly», «Братья Грилль» и «Евросеть» (все — «золото»).

К победившим в 2004-2005 гг. брэндам «Горизонт», «Атлант», «Милавица», «Витязь», «МАЗ», «МТЗ» в номинации «Достояние Республики» в 2006 г. присоединился «БелАЗ» (золотая медаль).

На «золото» жюри не скупилось и далее: в номинации брэнд-экспорт» победили «Кристалл» и «Conte». Золотые медали в группе «банки» достались Минскому транзитному банку и Белагропромбанку. Также 2 «золота» в номинации «Интернет-услуги» достались брэндам «ByFly» и «Шпаркi дамавiк”.

В двух новых номинациях «Горнолыжные центры» и «Торговые сети» также определились победители. Правда, «Силичам» досталась «бронза», а «Евросети» — «серебро». И если еще один горнолыжный центр у нас вряд ли появится, то торговые сети, активно разрастающиеся в РБ, должны откликнуться на призыв белорусского «знатока» Алеся Мухина, бросившего им вызов при вручении ему медали за брэнд «Евросеть».

В остальных номинациях победили:

«Бытовая электроника» — «Горизонт» («золото»),

«Технологии для офиса и конструкторского документооборота» — «Ксерокс» («серебро»),

«Туристические агентства» — Центр-Курорт,

«Автомобильные центры» — «Автохаус Атлант-М»(«золото»),

«Телеканалы» — «Первый канал»(«золото»),

«Технологии для офисного и конструкторского документооборота» — «Xerox Ltd»(«серебро»),

«Молочная продукция» — «Веселые внучата»(«золото»), «Бабушкина крынка» («серебро» и «Околица»(«бронза»),

«Мороженое» — «Лева»(«серебро»), «Солдатское»,

«Мясная продукция» — «Минский мясокомбинат» и «Гродненский мясокомбинат» (оба — «бронза»)

«Птицефабрики» — «Братья Грилль» («серебро»),

«Производитель свежих овощей» — «Столичный стандарт»,

«Мука» — «Лидская мука», «Уладар» (оба — «серебро»),

«Минеральная и питьевая вода» — «Бонаква»(«золото»),

«Алкогольная продукция» — «Хлебное вино»(«золото»),

«Табачные изделия» — «Vogue» («золото»), «Vice Roy»(«серебро»),

«Детская одежда» — «Bell Bimbo» (серебро),

«Чулочно-носочные изделия» — «Conte kids» (серебро),

«Бытовая электроника» — «Horizont» («золото»),

«Белье» — «Купалинка» («серебро»),

«Обувь» — «Марко» («серебро»),

«Производитель постельных принадлежностей» — «Файбертек» («бронза»),

«Мебель»- «Пинскдрев» («золото»),

«Материалы и услуги строительства и ремонта» — «Отличные окна» («серебро»),

«Салоны керамической плитки» — «Лантре» («золото»).

В специальной номинации «персона» была одна претендентка — белорусская поп-дива Алеся. Смелая дебютантка и взяла «золото».

Вместе с тем при звездопаде наград самая главная награда профессионалов брэндинга — гран-при (в номинации «брэнд-профи») не досталась никому. Это «звонок» белорусским брэндменеджерам. Если они захотят претендовать на конкурсе «Брэнд года-2007» на гран-при, придется быть еще более упорными и грамотными. Тем более, что условия конкурса-2007 жюри пообещало «отрегулировать» в связи с требованиями рынка. Вот что сказала по этому поводу председатель международного жюри Наталья Писаренко:

— Брэнд становится одним из важнейших активов компаний. Любая компания сегодня задумывается, сколько же стоит ее бизнес? Ведь кроме производств, станков, оборудования, технологий и кадров, у предприятий есть и важнейшие из их активов — их брэнды. Пора о брэндах говорить как о капитале компании. Они генерируют денежные потоки, прибыль, которую можно подсчитать, оценить и включить в стоимость брэнда.

Будем ждать оценки белорусских брэндов по существующим в мире методикам и новых условий очередного конкурса «Брэнд года-2007», дальнейшего роста белорусского брэндинга.

Потребитель «выбирает сердцем» и одаривает рублем

О его влиянии на потребительский рынок наиболее ощутимо говорят социологические исследования. Ведь потребительское жюри за брэнды белорусского рынка как всегда «голосует сердцем». Это подтвердил и национальный опрос, прошедший в рамках конкурса «Брэнд года-2006». Так кого же в числе победителей назвало потребительское жюри?

Итак, лучшими стали: в группе «обувь» — «Белвест» и «Марко», «белье» — «Милавица» и «Серж», «детская одежда» — «Маруся» и «Свiтанак», «зубная паста» — «Колгейт», колготки — «Конте», кухонная посуда — «Тефаль», «Цептер», «молочная продукция» — «Савушкин продукт», «рыбная продукция» — «Матиас», «Санта-Бремор», «мороженое» — «Гоша», «печенье» — «Слодыч», «шоколадные конфеты» — «Коммунарка», «мука» — «Лидская мука», «чай» — «Липтон», «пиво» — «Крынiца», «алкогольная продукция» — «Кристалл», «минеральная вода»- «Дарида», «холодильники» — «Атлант», «телевизоры» — «Горизонт», «мебель» — «Пинскдрев» и др.

Как видим, добрая половина победителей — те же «лица», что и победители профессионального конкурса. Они сумели донести ценность продукта до потребителя, влюбили в него своей открытостью, неподкупностью, максимализмом, а иногда и наивной непосредственностью. Так брэндинг, ставший маркетинговой стратегией лидеров белорусского рынка, активно формирует рост потребительского поведения, тем самым укрепляя конкурентоспособность их предприятий и отечественной экономики в целом.