$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

ПЕНСИЯ СТАНЕТ СОЮЗНОЙ©

20.01.2015

В Договоре о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу с 1 января 2015 г., заложено обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного работником одной страны — участницы союза в другой стране, подписавшей договор. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), постоянно действующий наднациональный регулирующий орган союза, совместно со сторонами интеграции работает над Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее — Договор), который вступит в силу уже после 2015 г.

Определенным этапом на пути к единым нормам пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов и членов их семей является Решение Совета ЕЭК от 12.11.2014 № 103, которым утверждена Концепция проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. В ней подчеркнуто, что сегодня одним из основных направлений интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточная правовая урегулированность вопросов пенсионного обеспечения при работе в других государствах — членах союза сдерживает формирование общего рынка труда, в связи с чем вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов является весьма актуальным.

В чем разница

Основное отличие пенсионных систем государств — участников союза заключается в разных подходах к финансированию и распределению пенсионных средств. В Беларуси и России страховые взносы за работников уплачивают работодатели и действует (преобладает) солидарный принцип распределения. В Казахстане пенсионные взносы удерживаются из доходов работника и создана обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: пенсионный возраст, размеры и источники пенсионных отчислений и другие параметры. К примеру, в Беларуси и России женщины выходят на пенсию в 55, а мужчины — в 60 лет, а программы повышения пенсионного возраста, несмотря на острую необходимость, до сих пор не разработаны. В Казахстане же до 2018 г. пенсионный возраст для мужчин начинается в 63 года, для женщин — в 58 лет. Затем в соответствии со ст. 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин с 2018 г. будет повышаться каждый год до 2027 г. включительно на полгода до порога в 63 года. Таким образом, женщины, родившиеся в 1964 г., выйдут на пенсию в 63 года наравне с мужчинами. Радикальное реформирование пенсионной системы в Казахстане было начато в 1998 г. и будет продолжено согласно Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года, утв. Указом Президента РК от 18.06.2014 № 841. Сегодня в стране создана многоуровневая система пенсионного обеспечения на базовом, обязательном (солидарном и накопительном) и добровольном уровнях.

Из-за структурных различий пенсионных систем проблемными в контексте интеграции являются вопросы перевода и сохранения пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств ЕАЭС из одной страны в другую. Но это поправимо. В концепции отмечено, что главная цель разработки проекта Договора — обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств ЕАЭС.

Разработчики проекта поставили перед собой и преследуют несколько основных целей.

Во-первых, пенсионное обеспечение граждан государств ЕАЭС должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, а также приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав. Сегодня согласно ч. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также отдельными международными договорами между государствами-членами. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Во-вторых, будет организован учет государством-членом приобретенных гражданами пенсионных прав на территориях государств ЕАЭС, что важно при определении права на пенсионное обеспечение, при назначении пенсий в соответствии с положениями Договора и законодательства государства-члена.

В-третьих, планируется наладить обмен специальной информацией и документами между уполномоченными органами государств ЕАЭС, включая обмен в электронном виде.

Принципиально

важно

В концепции сформулированы принципы интегрированного пенсионного обеспечения. Так, в отношении видов пенсий, которые будут согласованы сторонами в рамках Договора, государство — член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств — участников союза объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому гражданам этого государства при аналогичных условиях.

Договор должен распространяться на все виды пенсий, предусмотренные в государствах — членах ЕАЭС, право на которые зависит от факта уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов.

Государство ЕАЭС должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства — члена союза, приобретенных на его территории.

Договор, предполагается в концепции, не должен регулировать пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к указанным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству, а также пенсионное обеспечение госслужащих (в РФ — государственных гражданских служащих).

Предметный разговор

Действие Договора должно распространяться на правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств ЕАЭС, а также лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования и членов их семей, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств ЕАЭС по следующим видам пенсий: в Беларуси — трудовая пенсия по возрасту; в Казахстане — накопительная пенсия; в РФ — трудовая (страховая) пенсия по старости.

Планируется, что в Договоре будет предусмотрено правовое регулирование иных видов пенсий и пособий, в частности, трудовой (страховой) пенсии по инвалидности, трудовой (страховой) пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии (в РБ и РФ), накопительной пенсии (в РФ), выплат на счет средств пенсионных накоплений (в РФ), за выслугу лет (в РБ), государственного социального пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца (в РК), пенсионных выплат при установлении инвалидности I и II групп бессрочно (в РК), пенсионных выплат наследникам гражданина (в РК), пособия на погребение (в РБ, РК и РФ).

Проекта Договора будет представлен в течение 2015 г. Одобренный сторонами окончательный вариант должен способствовать взаимовыгодному сотрудничеству, свободному движению рабочей силы в пределах союза, росту деловой активности, считают авторы Концепции.

 

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ