Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
08.10.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПЕНСИОННЫЙ БЛЕФ

Документы и лозунги скрывают бюджетную пустоту
Документы и лозунги скрывают бюджетную пустоту

В августе пожилых людей порадовали увеличением минимальных пенсий, а также выделением надбавок некоторым категориям пенсионеров. Почти одновременно произошли еще два события. Индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке заставили платить взносы в Фонд социальной защиты, а 6 августа Президент принял Декрет N 19 "О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения". Вместо полноценной пенсионной реформы нам в очередной раз предлагают ее идеологизированный вариант.

Поиск денег в пустом кармане

Внимание власти к проблемам пенсионного обеспечения неслучайно. Пожилые люди -- это не только экономическая нагрузка на бюджет, это и социальный стабилизатор. Если пенсия составляет всего 72% от величины минимального потребительского бюджета пенсионера, а средний размер начисленной пенсии за год уменьшился в реальном выражении на 1% и не достигает даже полных 44 USD, уже можно говорить о наличии серьезных проблем в данной сфере. А если учесть, что пенсия по инвалидности составляет 40 USD, а социальная -- аж 19 USD(!), то становится понятным недовольство руководства республики Министерством труда и социальной защиты и то, почему на протяжении очень короткого времени были приняты два подряд декрета по пенсионным вопросам (первый -- Декрет N 18 "О некоторых вопросах социальной защиты граждан" -- был принят 2002-07-25г.).

А колесо реальной экономики тем временем вопреки административным мерам продолжает катиться в своем направлении -- к глубокому финансовому кризису. Приведем лишь одну цифру, которая очень сильно беспокоит администраторов государственной пенсионной системы. Если в 2001г. Фонд социальной защиты, из которого белорусские пенсионеры получают пенсии, был обеспечен деньгами на 80--85%, то на 1.07.2002г. на его счете было только 21,3% денег от потребности. Прогнозировалось, что на конец года дефицит составит 150 млрд.руб., если не будут приняты необходимые меры. Но именно такой суммы (точнее, 151,1 млрд.руб.), по данным СМИ, ссылающихся на первого заместителя управляющего ФСЗН Леонида Писарчика, фонд недосчитался уже на 1 сентября. Прирост неплатежей за июль -- август составил более 20 млрд.руб. и почти удвоился по сравнению с началом года. Когда выручка промышленных предприятий почти на треть состоит из бартера, когда колхозы и совхозы уже давно не видят "живых" денег, когда правительство беспечно раздает льготы "точкам роста", а на складах растут запасы неликвидных товаров, то найти ежемесячно 110--115 млн.USD на выплату пенсий крайне сложно. Словом, ничего удивительного в том, что более всего задолжали фонду именно предприятия АПК и Минпрома (49,9% и 32,5% соответственно).

Были времена, когда Фонд социальной защиты помогал Минфину деньгами, вместо того чтобы создавать некий резервный фонд и копить ресурс на будущее. Сегодня очередь правительства выручать Фонд, но ресурсов для этого катастрофически не хватает. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, испытывающие большой дефицит оборотных средств, часто брали кредиты под выплату зарплаты и не делали социальных отчислений. Правительство и Президент хотели бы прекратить такую практику, но от того, что банки будут давать на 35% больше займов тому же тракторному или, скажем, моторному заводам, которые тут же будут перечислять эти средства в Фонд, состояние предприятий не улучшится. В этой ситуации нет смысла "гонять" деньги со счета на счет. Почему бы просто не обязать банки выделять дополнительные ресурсы на выплату пенсий? Разбросали бы на 25 банков (с учетом размера их активов) 100 млн.USD -- и решили проблему текущей выплаты пенсий. По крайней мере, на банковских переводах экономия выйдет.

Ни Министерство труда и соцзащиты, ни правительство не могут решиться нейтрализовать причины возникновения существующего пенсионного кризиса. Декрет N 19 устанавливает, что "при предоставлении банками юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям кредитов для выплаты заработной платы... в суммы этих кредитов включаются банками суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и подоходного налога, исчисляемого из размера данной заработной платы". На отчете правительства по итогам работы экономики в первом полугодии А.Лукашенко требовал у П.Прокоповича сделать кредиты дешевле. А здесь вот своими руками сделал их дороже.

Забытое чувство винтика

Не от хорошей жизни "трудовики" решили обложить предпринимателей отчислениями в Фонд соцзащиты. Значит, другие меры не работают либо не принимаются. Абсурдно называть эти отчисления страховыми взносами, потому что никакой страховой функции они не выполняют. Вот как оценил очередное проявление "социальной заботы" власти о людях бизнеса один знакомый предприниматель: "Чиновники говорят, что будут платить мне пенсию? Абсурд. Они моим родителям, которые по 40 лет работали на государство и получали достаточно много, выдают какие-то копейки. Это не пенсия. Это унизительная подачка. Разве мне предлагают открыть мой личный пенсионный счет и делать отчисления туда? Нет. Мне приказывают опять делать взнос в один котел, из которого сегодня больше берут, чем туда вкладывают. Я хочу сам зарабатывать и не зависеть от чужого дяди ни сегодня, ни когда мне будет 65 лет. Я плачу налоги и создаю рабочие места. Не получат чиновники ни копейки больше того, что я плачу сегодня. А начнут "наезжать", уеду в Россию или Украину. Там уже поняли, что бизнес надо уважать, что с ним надо дружить". Так эмоционально реагируют на новшество практически все 200 тысяч предпринимателей, многие из которых 1 октября начали бессрочную забастовку. Уйдут на биржу труда или на работу в государственные структуры самые слабые, которым в очередной раз напомнили чувство винтика в машине. Можно прогнозировать рост "серых" доходов. Наверняка появится класс привилегированных предпринимателей, которые получат освобождение от уплаты данного налога. Про равенство условий хозяйствования и конкуренцию опять забудут. В первые несколько месяцев доходы Фонда, вероятно, возрастут, но ущерб для экономики, для десятков тысяч семей и местных бюджетов будет несравнимо большим. Так стоит ли рисковать будущим страны ради получения сиюминутной выгоды?

Банковская тайна по-белорусски

Поскольку предприниматели и домашние хозяйства являются самыми дисциплинированными плательщиками, то на них и решила опереться власть во время сотворенного собственными руками кризиса. Начался новый виток охоты за доходами граждан. Декрет N 19 обязывает белорусские банки и почтовые отделения под страхом штрафа в 55 USD сообщать в налоговые органы "сведения о выданных (перечисленных) физическим лицам доходах, поступивших из-за границы". Тайна вклада, конфиденциальность информации -- эти понятия неведомы белорусским финансовым институтам. Серьезные люди никогда не будут "светить" свои деньги в белорусской банковской системе, но есть же десятки тысяч компаний, которые вынуждены пользоваться счетами в белорусских банках. Им, равно как и физическим лицам, никто не гарантирует, что информация об их доходах из-за границы не начнет "гулять" по разным формальным и неформальным инстанциям. Власть своими руками разрушает доверие к отечественной банковской системе, превратив ее в орган финансового надзора и контроля. Теневики и финансовые компании, валютчики и "большие рыбы" легко откупаются от любых нововведений свыше. Страдают простые люди. У них нет денег на юристов и банковских консультантов. В высшем эшелоне власти решили, что родители, чьи дети все еще высылают им деньги из-за границы в Беларусь, должны делиться с государством.

Следить за исполнением положений данного Декрета и накладывать штрафы на банки и почтовые отделения будут работники Комитета госконтроля, налоговых органов и Фонда социальной защиты. Они уполномочены "осуществлять производство по делам о правонарушениях". Так что количество проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц явно не уменьшится. Поможет ли это Министерству труда и социальной защиты выплачивать пенсии? Вряд ли. Недавно министр А.Морова писала о том, что "в последнее время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий". По ее мнению, они обусловлены: 1) низким уровнем оплаты труда, 2) изменением структуры денежных доходов населения, 3) снижением соотношения численности работников (плательщиков) и пенсионеров, 4) неблагоприятной демографической ситуацией, 5) тенденцией снижения запасов финансовых ресурсов Фонда социальной защиты, 6) отсутствием эффективной системы учета информации об уплаченных страховых взносах, 7) неэффективностью и расточительностью пенсионной системы, 8) высоким уровнем перераспределения пенсионных средств.

Очевидно, что ни декреты N 18 и 19, ни другие нормотворческие инициативы правительства не направлены на решение перечисленных задач. А тушить финансовый пожар за счет пенсионеров (пересчет размера пенсии предполагается осуществлять только раз в год), индивидуальных предпринимателей и банков, не предлагая реальных решений, -- неэффективная и аморальная политика.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by