$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ: свои, и навсегда, чужие, и на время

28.05.2002
Принцип ответственности поколений

Пенсионное обеспечение в нашей стране опирается на добровольную ответственность поколений. То есть работающая часть населения содержит "отработавших свое", с условием, что, когда она выйдет на пению, ее будут содержать на таких же условиях. И так без конца. Изменение демографической ситуации, когда наблюдается устойчивое снижение рождаемости, разрушает материальную базу такой конструкции. Аморальна и сама постановка принципа ответственности поколений, потому что она основана на принуждении, так как отсутствует согласие подрастающего поколения на это. Если сын за отца не отвечает, как может одно поколение отвечать за предыдущее? Этот принцип, кстати, трансформирован в ст.100 Кодекса о браке и семье, которая прямо предписывает детям оказывать материальную помощь своим недееспособным родителям, если последние выполняли свои родительские обязанности в отношении детей в период их несовершеннолетия.

В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны. Пенсионные законодательства даже в развитых странах не готовы динамично ответить на вызов времени. Снижение продолжительности жизни в Беларуси позволяет нам пока обойти эту сторону проблемы.

Главная цель пенсионного страхования -- обеспечить пенсионерам уровень жизни, которого они достигли до выхода на пенсию. На протяжении ряд лет идет увеличение размера пенсии. Отношение средней пенсии к средней зарплате в стране в 1990 г. составило 30%, в 1994 г. -- 39,8%, в декабре 2000 г. -- 36,4 тыс. руб., или 42%. В Германии такое соотношение еще 20 лет тому назад составляло 70%, а сейчас -- 80%. В Польше данный показатель составляет 60%.

Есть определенное понимание в обществе того, что необходимо изменить соотношение потребителей и плательщиков страховых взносов, для того чтобы увеличить размеры пенсии. Справедливым в нашем случае можно считать такое соотношение, которое будет обеспечивать пенсионерам привычное качество жизни, зависящее от предыдущих денежных взносов.

В перспективе человек, доживший до пенсионного возраста, будет получать доход, эквивалентный среднемесячной зарплате. Этот доход должен быть выплачен с его собственного капитала. Такой капитал формируется из его индивидуальных страховых взносов. При средней зарплате 100 USD в народном хозяйстве, при процентной ставке 6% годовых, при уровне взноса 20% от оплаты труда, с капитализацией процентов, при прочих равных условиях граждане смогут накопить пенсионный капитал в размере 20000 USD в течение 30 лет трудовой жизни. Такой капитал позволит выплачивать среднемесячную пенсию 100 USD как 6% от капитала в год неограниченно долго, даже если бы наш пенсионер собирался жить вечно. При вступлении в трудовую деятельность в 25--30-летнем возрасте это дает возможность накопить страховой капитал к 55--60 годам.

Пенсионный возраст в 55--60 лет не обязательно означает выход на пенсию. При развитии дополнительного пенсионного страхования и пенсионных фондов сроки выхода на пенсию могут быть снижены без дополнительной нагрузки на общество.

Введение пенсионного капитала сделает доступным достойную жизнь в глубокой старости при равенстве социальных условий. В случае смерти страхователя страховой капитал возвращается наследникам. Возвращение страхового капитала станет дополнительным стимулом заботы наследников о пенсионере при его жизни. Накопление индивидуальных пенсионных начислений эффективно ударит по практике выдачи зарплат в конвертах, поскольку определяет размер собственных пенсий. И самое главное -- моральный выигрыш. Пенсия, основанная на собственных накоплениях, станет своей -- кровно заработанной и не будет зависеть от воли государства и потомков.

Создание новой системы пенсионного обеспечения не отрицает деятельность государства по смягчению перехода из одной системы образования пенсии на другую. Это может выражаться в том, что будут созданы 4 вида пенсионного обеспечения:

1. Базовая (социальная) пенсия, выплачиваемая каждому гражданину Беларуси по достижении пенсионного возраста, имеющему доход не выше минимального потребительского бюджета (также по инвалидности и потери кормильца). Источником для нее являются бюджетные и внебюджетные фонды.

2. Трудовая солидарная пенсия (обязательная) выплачивается всем гражданам страны на прежних условиях и действует по отношению к лицам старше 35 лет.

3. Трудовая накопительная пенсия (обязательная) должна вводиться для работников моложе 35 лет. Финансироваться эта пенсия должна за счет их взносов. При этом государство гарантирует сохранность средств на пенсионных накопительных счетах.

4. Добровольные накопительные пенсии осуществляются по усмотрению граждан.

Экстенсивное развитие экономики привело к тому, что моральный принцип ответственности поколений, заложенный в основе пенсионного страхования, стал на современном этапе развития страны экономическим анахронизмом, создал экономическую основу для неуважения старшего поколения, став моральной проблемой. Круг замкнулся.

Льготы в нагрузку

Нынешняя пенсионная система вышла из советского строя и, подобно колхозам, имеет затратный характер, обременена сложной и сомнительной системой льгот, касающихся сроков выхода на пенсию, различных ставок страховых взносов и др.

Больше половины всех пенсионеров -- женщины, которые выходят на пенсию в возрасте 55 лет, то есть на 5 лет раньше, чем мужчины. Мы привыкли к этому и не обращаем внимания настолько, что никто толком не знает, чем обоснована такая льгота. Когда писаные и неписаные законы ограничивают право женщин служить в военизированных учреждениях или работать в особо вредных и тяжелых условиях, то при этом ставится цель защитить будущее потомство. Не понятно, что мы защищаем, отправляя женщину на 5 лет раньше на пенсию.

В начале 90-х годов Верховный Совет СССР, переписав пенсионное законодательство, позволил представителям северных народов, занимающих исключительно традиционные места проживания, выходить на пенсию в 50 лет. Основанием такого решения послужило то обстоятельство, что средняя продолжительность жизни представителей этих народов не превышает 50-летного возраста. Гуманно.

Продолжительность жизни женщин в Беларуси превышает аналогичный показатель у мужчин на 15 лет. В то время, когда женщины дольше мужчин сохраняют свою работоспособность, они же выходят на пенсию раньше. Понятие сильного и слабого пола поменялось местами. Мужчин обложили таким грузом социального неравенства, начиная со службы в армии и заканчивая поздним выходом на пенсию, что наш "железный конь" доходит до пенсионного финиша все реже и реже.

Может быть, ранний выход на пенсию связан с тем, что женщина рожает, воспитывает детей и занимается домашним хозяйством? Тогда давайте об этом скажем открыто. Но что делать с теми женщинами, которые не выходят замуж, не растят детей? Дать всем сестрам по серьгам? Не лучше ли, чтобы каждый мужчина уважал женщину в отдельности. Если мужчины будут жить наравне с женщинами, то тогда женщинам не придется доживать в одиночестве.

Другая большая категория льготников связана с пенсиями для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, и пенсиями за выслугу лет, которые выплачиваются гражданам страны, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления права на пенсию по возрасту. Такие пенсионеры составляют 25% от общего числа. Как правило, это мужчины.

Вместо того чтобы отправить их на преждевременную пенсию, было бы лучше осуществлять улучшение условий труда или выплатить денежные компенсации, которые позволили этим работникам сделать дополнительные накопления в пенсионные страховые фонды.

Еще одна категория льгот связана с тем, что некоторые группы плательщиков вносят в Фонд социальной защиты населения меньше общеустановленной ставки, которая составляет 35%. Это адвокаты -- 5%, крестьяне -- 30%, предприниматели -- 15%. Чем обусловлена такая льгота юристам? Может быть, тем, что они получают относительно высокие доходы и абсолютная сумма страховых взносов будет большая, или чтобы адвокаты не стали квалифицированно скрывать свои доходы, унося их в теневой оборот?

Ради справедливости необходимо отметить, что абсолютное количество адвокатов невелико, так, в Могилевской областной коллегии адвокатов в январе 2002 г. работали 124 сотрудника.

В деревне проживает примерно 15% трудоспособного населения страны. За крестьян сельскохозяйственные предприятия уплачивают 30% от фонда оплаты труда. Чем это обусловлено? Тем, что производство продуктов питания важнее для народа, чем другие виды труда? Сельскохозяйственные предприятия являются основными должниками по отчислениям в ФСЗН. В то же время частное подворье дает половину произведенной в стране сельскохозяйственной продукции. И производительность у частников выше. И все же крестьянам не позавидуешь.

Граждане, не имеющие право претендовать на трудовую пенсию, могут получать социальную. Но на практике часто разница между обычными пенсионерами и "социальными" сведена к нулю. В домах пенсионеров обе категории проживают совместно на общих основаниях. Разница заключается в том, что первые получают на руки примерно 10% от причитающихся пенсий.

Социальное минимальное страхование воспринимается обществом как привычное и в силу этого как должное, хотя по сути это подаяние, совершаемое обществом и ставящее заслуженных и незаслуженных в один ряд. Когда мы даем нищим на улице милостыню, то в ответ мы слышим благодарные возгласы. Но если это делает государство, то получателями эта помощь оценивается как естественное положение вещей и часто вызывает у них раздражение из-за ее недостаточного размера. Государственная помощь всегда явно или неявно способствует увеличению социального иждивенчества. Кстати, в Могилеве на дверях церкви "Трех святителей" при входе в храм висит объявление, призывающее воздержаться от подачи милостыни нищим, так как этим прихожане способствуют поддержанию тунеядства и пьянства среди них.

Реформа абсолютно необходима

Идет работа по созданию Пенсионного кодекса Республики Беларусь. В текущем году планируется его обсуждение в Палате представителей Национального собрания. Разработчики соединяют все существующие законодательные акты по вопросам пенсионного страхования в одном кодексе. Это означает, что нынешняя пенсионная сфера не потерпит радикальных изменений, а будет "совершенствоваться".

Реформы у нас начинаются тогда, когда кончаются деньги. Может быть, мы проведем пенсионную реформу пока еще есть пенсионеры?

Ее концепции обсуждаются давно и в целом обрели уже ясные очертания. В основе -- идея капитализации пенсионных взносов.

Пенсионное страхование может проводиться частными компаниями, что означает не меньшую безопасность, чем хранение сбережений в банках, а также государственными компаниями, выступающими как равноправные субъекты хозяйствования. Допуск на белорусский рынок пенсионного страхования иностранных страхователей повысит качество страховых услуг.

Коммерциализация пенсионного обеспечения исключит монополизм и сократит армию чиновников из ФСЗН. Сегодня они, обладая бюджетом, уступающим по размеру только государственному, не подотчетны за его распределение перед парламентом, плательщиками и ограничиваются лишь публикацией расходов. С переходом к новой системе страхования с участием коммерческих фирм целесообразно за фондом оставить право контроля за начислениями или, что еще лучше, передать эти права инспекции Министерства по налогам и сборам.

С полным введением индивидуального учета по пенсионным взносам усилится контроль общества за деятельностью фонда в целом, так как каждый страховщик сможет сам контролировать свои доходы и расходы.

Накопление страховых взносов в виде капитала возродит пенсионное обеспечение. Сейчас этот процесс оторван от плательщиков настолько, что любому работающему и выплачивающему страховые взносы безразлично, что с ними происходит в самом фонде. Такое невозможно представить себе в строительном кооперативе, где каждый пайщик, внеся очередной взнос, строго следит за строительством общего дома, в котором он в будущем получит квартиру.

Очевидно, что пенсионное обеспечение необходимо преобразовать, поэтому предлагается:

1. Сделать страховые взносы индивидуальными накопительными.

2. Накопленные суммы страховых взносов считать собственностью страховщика.

3. Выплату трудовых пенсий осуществлять из сумм страхового капитала.

4. Уплату страховых пенсий осуществлять из оплаты труда работника и за счет предприятий из расчета "50 на 50", что не приведет к изменению реальных доходов.

5. Создать конкурентную систему пенсионных фондов, оставляя за страховщиком выбор фонда.

6. Отменить преждевременный выход на пенсию, заменив его денежной компенсацией, разделив денежную сумму преждевременной пенсии на весь срок работы, и создать достойные условия труда.

7. Установить единую ставку обязательных страховых взносов, ограничив его сверху в абсолютном размере не больше средней зарплаты за прошлый год.

8. Предусмотреть изменение возраста выхода на пенсию в связи с изменением демографической ситуации в стране с целью стимулирования экономики и обеспечения жизненного уровня пенсионеров.

9. Осуществлять выплаты социальных пенсий через пенсионные фонды на конкурсной основе.

10. С целью снижения издержек пенсионного обеспечения передать контроль за ходом уплаты взносов инспекциям Министерства по налогам и сборам.
 

                         *    *    *

Продолжительность жизни при рождении, Республика Беларусь (число лет)
============================================================
Период, для которого  Все  
исчислен показатель   население Мужчины   Женщины
------------------------------------------------------------
До 1917                  37,5      37,0      38,0
1958-1959                70,3      66,2      73,5
1970-1971                72,5      68,1      76,0
1980-1981                71,1      65,9      75,7
1991                     70,7      65,5      75,5
1995                     68,6      62,9      74,3
1996                     68,6      63,0      74,3
1997                     68,5      62,9      74,3
1998                     68,4      62,7      74,4
1999                     67,9      62,2      73,9
2000                     69,0      63,4      74,7
============================================================
Источник: Статистический ежегодник. Республика Беларусь. 2001 / Министерство статистики и анализа РБ. -- Мн.: [Б.и.], 2001. [табл.3.17, стр.91]
 
Соотношение численности мужчин и женщин по возрастным группам,
Республика Беларусь (число мужчин на 1000 женщин соответствующей
возрастной группы)
============================================================================
Показатели          1959г.    1970г.    1979г.    1989г.    1995г.    1999г.    2000г.    2001г.
----------------------------------------------------------------------------
Все население       801       850       865       879       880       886       885       884
в том числе в возрасте, лет                                                                        
0-4       1045      1043      1036      1045      1050      1059      1060      1057
5-9       1036      1047      1035      1036      1038      1053      1053      1055
10-14     1032      1043      1033      1032      1026      1046      1046      1050
15-19     943       1056      1091      1014      1017      1052      1047      1042
20-24     870       1013      1017      983       1003      1028      1035      1044
25-29     871       967       1002      1016      973       999       998       1001
30-34     735       913       993       1003      993       985       987       985
35-39     648       910       945       989       980       981       978       976
40-44     596       804       894       968       957       951       952       955
45-49     611       648       884       917       929       922       919       917
50-54     682       608       726       853       870       890       888       885
55-59     549       543       579       794       781       801       803       806
60-64     590       600       530       646       724       721       716       714
65-69     560       537       508       513       609       646       637       637
70
и старше  507       489       458       393       383       415       421       428
============================================================

Автор публикации: Оганес МУРАДЯН, преподаватель Могилевского государственного технического университета


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы