$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Пенсионная реформа: первый шаг

04.12.2007

Проект закона «О профессиональном пенсионном страховании», который готовится в Палате представителей к рассмотрению во втором чтении, в случае вступления его в действие позволит освободить общую пенсионную систему от расходов на ранние пенсии для работающих во вредных условиях труда, заставит администрацию предприятий энергичнее оздоровлять производственную среду и включить «накопительные механизмы» при формировании профессиональных пенсий. Однако некоторые статьи проекта требуют доработки. Об этом говорили участники «круглого стола», прошедшего в Совете Республики.

Международная практика пенсионного обеспечения предусматривает, что риски потери трудоспособности наемных работников от трудового увечья, профзаболеваний, вредных условий труда и последующее их пенсионное обеспечение несет, как правило, тот, кто эти риски создает, отметила в своем докладе зампредседателя Постоянной комиссии по демографической безопасности и социальному развитию Алла Ралькевич. Для этого наряду с трудовыми пенсиями используются производственные и профессиональные системы страхования, которые формируются автономно за счет платежей нанимателей, а в отдельных случаях — и при участии государства.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Беларуси также предусматривает создание аналогичных систем, подчеркнула А.Ралькевич. В принятом в первом чтении проекте закона «О профессиональном пенсионном страховании» заложены следующие подходы: основание пенсионирования — особые условия труда; введение помимо списков и перечней для некоторых категорий работников механизма оценки условий труда; дополнительные взносы с работодателей; выделение профессиональной части лицевого счета в системе персонифицированного учета; получение профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста без права работы в особых условиях труда.

По словам А.Ралькевич, документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе, именно поэтому его подготовке и доработке следует уделить особое внимание.

По мнению начальника главного управления пенсионного обеспечения и социальнго страхования Министерства труда и соцзащиты Валентины Королевой, «болевой точкой» существующей пенсионной системы является наличие больших пенсионных льгот — за работу в особых условиях труда, за выслугу лет и др., что отрицательно сказывается на экономике страны. Фактически эту дополнительную услугу, которую получают работники после достижения соответствующего возраста, «оплачивают за счет общих взносов, то есть за счет всех граждан».

Законопроект о профессиональном страховании В.Королева назвала «первым шагом на пути оздоровления пенсионной системы» в связи со сложной демографической ситуацией. Ожидается, напомнила она, что уже с этого года количество пенсионеров начнет заметно увеличиваться, так как на заслуженный отдых начали выходить люди, родившиеся в период послевоенного бэби-бума. Кроме того, по прогнозам специалистов, примерно через 40 лет численность трудоспособного населения Беларуси уменьшится на 40%, а количество пенсионеров возрастет с 2,5 млн. человек до 3,7 млн.

В.Королева объяснила, что для работников, которые до введения в действие закона «выработали необходимый льготный стаж либо имеют не менее его половины, но при этом не приобретут право на профессиональную пенсию, предлагается сохранить ныне действующие правила выплаты досрочной пенсии».

По предварительным расчетам, сообщила она, тарифы взносов на профстрахование не будут высокими, кроме того, все собранные средства вернутся в экономику в виде долгосрочных инвестиций. Вместе с тем на микроуровне для отдельных организаций, где имеется значительное количество рабочих мест с вредными условиями труда, нагрузка на фонд заработной платы окажется более ощутимой. А в целом введение экономических рычагов станет для нанимателя хорошим стимулом к оздоровлению производственной среды и сокращению каждым работодателем числа рабочих мест с вредными условиями.

Итак, принятие закона позволит сформировать достаточно гибкую и эффективную систему профессионального пенсионного страхования. А вот в случае непринятия предлагаемых норм и при возможном осложнении финансового положения министерству, вероятно, придется «обратить внимание на непопулярные меры». Правда, специалист Минтруда назвала «практически нереальными» такие шаги, как повышение общего пенсионного тарифа для всех работодателей или ограничение выплаты пенсий в период работы.

Начальник главного правового управления аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси Валерий Булгаков отметил, что в новом варианте законопроекта частично учтены предложения профсоюзов, однако к некоторым вопросам, по его мнению, разработчикам еще следует вернуться. Кроме того, профсоюзы хотели бы получить более подробные расчеты и «размеры предполагаемых тарифов, которые должен платить наниматель, размеры будущих пенсий и т. д.».

Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени проф. М. С.  Кунявского Эдвард Кисель считает, что «этот нужный закон в таком варианте принимать нельзя». Потому что пять основных статей проекта (в них речь идет о работниках, подлежащих пенсионному страхованию, а также имеющих право на досрочную пенсию; об оценке условий труда; о размере страховых взносов) носят отсылочный характер. Следовательно, «мы не знаем, каким содержанием наполнят их чиновники и как затем эти нормы скажутся на конкретном человеке». По мнению представителя корпоративного союза, все эти статьи «должны содержать нормы прямого действия, включая списки работ и профессий».

К чему приводит включение в документы отсылок, Э.Кисель показал на примере Закона об основах социального страхования, принятого в 1995 г. В него была включена статья о развитии добровольного страхования дополнительных пенсий и жизни. Пока разработали и приняли постановление Совета Министров, затем внесли изменения в Инструкцию по составу затрат, в другие документы… Наконец в 2003 г. вступили в силу соответствующие поправки в Закон о подоходном налоге. И только после появления в 2004 г. указа главы государства эта система заработала. То есть прошло почти десять лет!

Так что депутатскому корпусу стоит поработать еще три-четыре месяца над некоторыми статьями, чтобы затем принять полноценный нормативный правовой акт.

Э.Кисель обратил также внимание на то, что с принятием закона о профессиональном пенсионном страховании предприятие будет дважды платить практически за одно и то же, «ведь у нас есть еще и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — и там 4% от фонда заработной платы, и тут 4%. И там цель — компенсация работнику утерянного заработка в связи с профзаболеванием, и здесь по сути дела та же цель. Мы знаем, что накопленные там средства используются только на 30%».

Еще один важный аспект проблемы затронул генеральный директор ОАО «Гродно Азот» Александр Радевич: куда пойдет работник вредного производства, которому запрещается на его рабочем месте получать и пенсию, и зарплату? Отработав льготный стаж, он должен осваивать в далеко не юном возрасте другие профессии. Если в Минске, в областных центрах у человека больше шансов найти применение своим способностям, то в райцентрах — практически никаких.

В ОАО более половины трудового коллектива работает в особых условиях. Сначала люди оканчивают вузы и ссузы, затем уже в цеху постепенно приобретают практические навыки. «И получается, что государство несет значительные затраты для того, чтобы подготовить специалиста на 10 лет. Не слишком ли мы расточительны, принимая такие нормы?» — спрашивал А.Радевич.

Главный внештатный аллерголог и профпатолог Минздрава Людмила Маслова сообщила: у нас сегодня 563 тыс. работающих во вредных и опасных условиях труда. В прошлом году в стране выявлено 196 профзаболеваний, за 9 месяцев этого года — 135. То есть в Беларуси в этом плане одна из самых благополучных не только в СНГ, но и в целом в Европе ситуаций.

Однако в стране работает всего лишь 33 таких специалиста, и очень привлекательные показатели по профзаболеваемости, которые на протяжении многих лет остаются стабильно низкими, возможно, связаны с тем, что со стороны нанимателей «принимаются все меры, чтобы люди не попали на прием к профпатологу». По крайней мере, считает Л.Маслова, эту проблему необходимо изучить.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях