Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Социум
08.01.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсионная реформа: два взгляда

В республике до 2000 года при назначении пенсии заработок учитывался за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 1.01.2000 года внесены изменения в Закон "О пенсионном обеспечении". В частности, ежегодно периоды, за которые учитывается заработок, увеличиваются на 1 год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы.

В республике до 2000 года при назначении пенсии заработок учитывался за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 1.01.2000 года внесены изменения в Закон "О пенсионном обеспечении". В частности, ежегодно периоды, за которые учитывается заработок, увеличиваются на 1 год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы.

В настоящее время в комиссиях Палаты представителей идет работа над изменением пенсионной системы. Представляем два взгляда на эту проблему: Александра МИХАЛЕВИЧА, работавшего до недавнего времени начальником отдела по антимонопольной ценовой политике Комитета цен, и Натальи ШАВЛОВСКОЙ, начальника управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты.

Александр МИХАЛЕВИЧ:

Дважды пострадавшие

Прежде всего, хотелось обратить внимание на один из моментов в действующем Законе "О пенсионном обеспечении", который, если не внести изменения в Закон, через год начнет оказывать свое негативное влияние на людей, родившихся в военные и первые послевоенные годы. Момент этот пока "дремлет" в ст.57 "Порядок определения заработка для исчисления пенсии" Закона "О пенсионном обеспечении" и состоит в том, что из-за введенного механизма постепенного перехода к определению заработка для начисления пенсии исходя из всего периода работы человека, многие из нас практически лишаются права выбора "хороших лет". Дело в том, что начиная с 1 января 2000г. ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирается обратившимся за пенсией, увеличиваются на один год. Но ведь 5 меньше чем 15 в 3 раза, а одинаковый прирост постепенно сводит на нет право выбора: через 5 лет отличаться эти периоды будут уже только в 2 раза (10 из 20), а через 15 лет -- только в 1,5 раза (20 из 30). В то же время другие статьи Закона ориентированы на 45-летний стаж работы мужчин (например, ст.23, 50 Закона ограничивают рост размера пенсии именно при таком стаже). Сама идея перехода к исчислению пенсии по все большему периоду работы человека правильна, но 15-летний период (по крайней мере, до достижения им разумной величины общего трудового стажа) исходя из принципов равных возможностей должен прирастать на 3 года ежегодно, что сохранит равные условия по соотношению отличий периодов между собой в 3 раза, и тогда в 2004г. человек сможет выбирать 10 лет подряд из 30 последних лет работы, а не 10 из 20.

Наиболее актуальна эта проблема для упомянутой выше категории людей, так как, попав на этот раз уже вместе со всеми в эксперимент по переходу к рынку, из-за постоянного сужения диапазона, из которого можно выбирать годы для определения коэффициентов осовременивания заработка, эти работники не могут избавиться от первых 5 лет трансформации экономики. Для многих же этот период растянулся и на десятилетие. Именно в эти годы руководители субъектов хозяйствования регулярно отправляли нас "добровольно" в отпуска за свой счет, держали на минимальной зарплате, сокращали, увольняли под надуманными предлогами. Теперь же эти годы из-за одинакового прироста соответствующих периодов в Законе приведут еще и к уменьшению размеров пенсии. Дело в том, что, стартовав в 2000г., одинаковый прирост обоих периодов в один год фиксирует нижнюю границу отсчета на 1994 годе в случае выбора работником последних лет работы (в то время как система оплаты труда для квалифицированных специалистов в большинстве сфер деятельности обеспечивает высокую зарплату именно в последние годы работы). Последнее обстоятельство изменить сложно. Однако со временем за счет усреднения по все большему числу лет острота проблемы спадет. Введение же ежегодного трехлетнего прироста того периода, из которого можно выбирать, позволит исключить эти годы трансформации экономики хотя бы за счет увеличения глубины выборки. Если же оставить действующий механизм прироста, то использовать для расчетов более ранние годы, чем 1984 год, не удается, а ежегодный прирост на один год выбираемого периода захватывает все больше "плохих" лет начиная с 2002г., когда в период выборки впервые попадет 1992г. (выбираем 8 из 18). Для уходящих на пенсию в 2004г. (мужчины, родившиеся в 1944г.) верхняя и нижняя границы выбираемого периода совпадут (выбираем 10 из 20) на 1994 годе, деля первую пятилетку трансформации пополам.

Наталья ШАВЛОВСКАЯ:

Концепция реформы учитывает интересы большинства населения

Действующий порядок определения заработка для назначения пенсий установлен с 1 января 2000г. Законом от 15 июля 1998г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" и в Закон "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении". До этих изменений существовала норма, согласно которой пенсия исчислялась из откорректированного среднемесячного фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы. Начиная с 1 января 2000г. ежегодно при назначении пенсий 5-летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирается обратившимся за пенсией, увеличивается на 1 год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы, в период, которой работник подлежал государственному социальному страхованию, и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты населения.

Это означает, что при назначении пенсии в 2001г. заработок для исчисления пенсии берется за любые 7 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 17 лет работы, в 2002 году -- за любые 8 лет подряд из 18 последних лет работы и т.д.

В связи с этим следует отметить, что в основу предоставления трудовых пенсий в Республике Беларусь положены общепризнанные принципы государственного социального страхования, среди которых одним из главных является установление прямой зависимости размера трудовой пенсии от величины и продолжительности уплаты страховых взносов. Согласно действовавшему законодательству размеры трудовых пенсий зависят от продолжительности трудового стажа (учитывается стаж в пределах 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин) и величины заработка до ухода на пенсию. Однако, поскольку заработок для исчисления пенсии берется за относительно небольшой период трудовой деятельности (до 2000 года -- за 5 лет, в 2001 году -- за 7 лет), указанный принцип социального страхования в пенсионной системе нашей республики реализован не в полной мере.

В 1997 году правительством одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая поддержана Президентом. Определены главные цели преобразований пенсионной системы, в том числе такие, как повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан и приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы.

Изменения в Закон "О пенсионном обеспечении", касающиеся порядка определения заработка для исчисления пенсии (увеличение 5- и 15-летних периодов), введенные с 1 января 2000г., приняты в первую очередь в целях реализации положений Концепции, усиления принципов государственного социального страхования и совершенствования условий предоставления трудовых пенсий. Новый порядок обеспечивает переход к определению заработка для назначения пенсии за всю трудовую деятельность, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение. Тем самым реализуется один из основополагающих принципов социального страхования -- размеры пенсий должны основываться прежде всего на суммах индивидуальной заработной платы (дохода), на которую начислялись страховые взносы в течение всего периода трудовой деятельности, засчитываемого в трудовой стаж.

Важно то, что установленный с 1 января 2000г. механизм определения заработка для назначения пенсии предусматривает постепенное (примерно в течение 40 лет) увеличение доли периода из заработка, за который исчисляется пенсия, в общем периоде получения заработка, принимаемого во внимание при исчислении этой пенсии.

Предложение автора (суть которого сводится к тому, чтобы 5-летний период ежегодно увеличивался на 1 год, а 15-летний период -- ежегодно на 3 года) привело бы к более "лояльным" условиям исчисления пенсии только в начале перехода к новому порядку определения заработка и более жестким условиям через определенное время (примерно через 10 лет). В результате лица, уходящие на пенсию через 10 лет, будут поставлены еще в более неравные условия (по сравнению с установленным порядком) по отношению к лицам, ушедшим на пенсию до 2000 года и в первые 10 лет после введения новых правил. Поэтому более приемлемым представляется сохранение действующего порядка определения заработка для назначения пенсий.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений