$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Пенсионная реформа — мероприятие дорогостоящее

18.09.2007

«Переход на накопительную пенсионную систему требует дополнительных средств, и не малых, а неразрешенность вопроса, из каких источников она будет финансироваться, заставляет сдержанно относиться к такой реформе», — пояснила «ЭГ» позицию Министерства труда и соцзащиты начальник отдела развития пенсионной системы главного управления пенсионного страхования и соцобеспечения этого ведомства Татьяна ПОГОНЫШЕВА.

Основным сдерживающим фактором широкого внедрения в нашей стране накопительного механизма является то обстоятельство, что все текущие страховые взносы, которые будет уплачивать нынешнее поколение трудящихся в накопительно-пенсионный фонд (36%), пойдут на их личные счета, в банк, для получения прибыли, а затем на финансирование их собственных пенсий. Но как же тогда быть с выплатой пенсий 2,5 млн. сегодняшним пенсионерам?

По мнению Т.Погонышевой, предложение Анатолия Сыромятникова финансировать текущие пенсии за счет полученной банком прибыли нереально. Как показывают расчеты, доходы от инвестирования взносов несопоставимы с сегодняшними потребностями пенсионной системы.

Более того, изъятие пенсионных взносов на инвестирование заставит экономить прежде всего на текущих пенсиях. Яркий пример тому — последствия пенсионной реформы в России: соотношение средней пенсии и средней заработной платы там снизилось до 26%, у нас же превышает 40%. Однако и этого будет недостаточно. Потребовалось бы практически удвоить страховую нагрузку на работающих и отчислять на пенсионное страхование уже не 29%, а не менее 60%. В то время как сегодня страховая нагрузка в Беларуси и без того в полтора раза выше, чем в России… Иными словами, ни пенсионеры, ни работники, ни госбюджет не имеют дополнительных средств, тем более в таких объемах, чтобы профинансировать столь дорогую реформу, как переход к накопительным пенсиям, утверждает Т.Погонышева. Что касается идеи взять кредит на переходный период, то «никто нам такого кредита не даст», заключила она.

В то же время в Минтруда и соцзащиты признают, что адаптировать национальную пенсионную систему к изменившимся в стране условиям нужно. Увеличение числа получателей пенсий при одновременном уменьшении количества плательщиков взносов усиливает нагрузку на экономику страны и заставляет говорить о ее реформировании. Однако, по мнению специалистов министерства, установить зависимость размера пенсий от личного финансового вклада работника можно и без изменения механизма финансирования пенсионной системы. Для этого следует постепенно перейти к исчислению размера пенсии из объема взносов на пенсионное страхование, уплаченных работником, для учета которых в рамках персонифицированного учета предполагается открыть условно-накопительные счета. Основной задачей совершенствования пенсионной системы, согласно планам Минтруда, является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. Поэтому сегодня необходимы эффективные меры, направленные на развитие программ дополнительного добровольного пенсионного страхования, говорит Т.Погонышева.

Инесса ГЕРМАНЧУК

Справка Минтруда

В мировой практике существует два основных способа финансирования пенсий: распределительный (как у нас) и накопительный. В основе обоих лежат страховые взносы работников и работодателей, но в первом случае по принципу солидарности поколений эти средства сразу же идут на выплату трудовых пенсий нынешних пенсионеров (по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также пособий (по временной нетрудоспособности, в связи с рождением ребенка) и другие выплаты по государственному социальному страхованию. Для большинства работодателей размер взносов на пенсионное страхование составляет 29% фонда заработной платы, на соцстрах — 6%. Работники на пенсионное страхование платят 1% заработка. В 2006 г. в Беларуси на выплату пенсий было направлено более 7 трлн. Br.