Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПЕНСИИ: намечена программа реформирования

На заседании Президиума Совета Министров рассмотрена Программа реформирования пенсионного законодательства...

На заседании Президиума Совета Министров рассмотрена Программа реформирования пенсионного законодательства. Чем вызвана необходимость ее принятия? Об этом "НЭГ" попросила рассказать начальника пенсионного управления Министерства труда и социальной защиты Наталью ШАВЛОВСКУЮ.

Документ призван обеспечить комплексный подход к совершенствованию системы предоставления пенсий в Беларуси, а также разработку и осуществление мер, направленных на реализацию положений Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Беларуси, одобренной правительством в 1997 г. В республике должна быть создана многоуровневая пенсионная система, включающая разные виды пенсионного обеспечения с целью создания дополнительных гарантий достойного уровня жизни граждан после прекращения трудовой деятельности.

Состояние пенсионной системы сегодня таково, что она не может в полной мере выполнять свои основные функции в изменившихся социально-экономических условиях: по адекватной замене заработка, утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие достижения определенного возраста или наступления инвалидности, и по поддержанию уровня жизни пенсионеров. Если не принять соответствующих мер своевременно, то состояние пенсионной системы еще более усугубится.

Уже в настоящее время серьезную обеспокоенность вызывает финансовое состояние Фонда социальной защиты населения, который финансирует выплату пенсий абсолютному большинству пенсионеров. Это вызвано рядом неблагоприятных обстоятельств, среди них можно назвать тенденцию снижения соотношения работников (т.е. тех, кто своими взносами финансирует выплату пенсий) и пенсионеров, складывающуюся демографическую ситуацию (постоянно растет доля населения в возрасте старше пенсионного), относительно невысокий уровень оплаты труда работников (что непосредственно сказывается на объеме поступающих страховых средств), изменение структуры денежных доходов населения (снижается доля зарплаты и одновременно увеличиваются страховые взносы), что приводит к сужению базы для начисления страховых взносов. Финансовое положение Фонда ухудшается также и в связи с ростом просроченной задолженности субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов. За последние 3 месяца она увеличилась почти на 24% и составляет 78 млрд.руб. (такой суммой можно на 40% обеспечить выплату пенсий в марте).

Ограниченность средств, которые направляются на выплату пенсий, не позволяют установить пенсии на достойном уровне и тем более, в таких размерах, которые бы соответствовали трудовому вкладу в прошлом.

Решение задач, стоящих перед пенсионной системой, через увеличение тарифов страховых взносов на цели пенсионного обеспечения представляется неприемлемым хотя бы по той причине, что такая мера не решит проблемы в целом, она может привести к получению положительного результата лишь на короткий срок. Нельзя в нынешних условиях рассчитывать и на существенные финансовые поступления в пенсионную систему за счет иных источников (например, госбюджета). Именно поэтому видится правильным искать резервы внутри самой пенсионной системы. Из-за сохранения относительно невысокого пенсионного возраста пенсионеры после выхода на пенсию продолжают трудиться в среднем около 5 лет. Более 18% "пенсионных" средств сегодня идет на выплату пенсий работающим пенсионерам. Немалые средства направляются на выплату досрочных пенсий, при том что ни наниматели, где есть особые условия работы, ни работники, занятые на этих работах и уходящие в связи с этим на пенсию на 5--10 лет ранее обычного возраста, практически не несут дополнительных расходов на выплату этих пенсий. На размер трудовой пенсии, наряду с периодами, когда уплачивались страховые взносы, оказывают влияние и те периоды, в которых такие взносы не уплачивались.

Принятие и реализация данной Программы должны способствовать совершенствованию пенсионной системы. Программа определяет разработку и принятие проектов нормативных правовых актов, предусматривающих построение в республике многоуровневой пенсионной системы, сочетающей государственные (обязательные) и негосударственные (дополнительные) формы пенсионного обеспечения граждан, и устанавливает последовательность принятия этих актов, а также проведение других мероприятий.

На 1-м этапе реформирования (2002 г.) будут разработаны следующие законопроекты:

"Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь", призванный закрепить структурные составляющие будущей пенсионной системы (государственное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение). В нем должны быть определены основные принципы организации и функционирования этих составных частей пенсионной системы с учетом их предназначения. Этот закон рассматривается как базовый, на его основе разрабатываются другие законопроекты, направленные на конкретное регулирование отношений по предоставлению пенсий;

"О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях", где будут урегулированы вопросы пенсионного обеспечения лиц, подлежащих государственному пенсионному страхованию и уплачивающих страховые взносы на эти цели. Наряду с закреплением круга лиц, на которых распространяется государственное пенсионное страхование, в нем предусматривается установить условия и нормы назначения трудовых (страховых) пенсий по возрасту, инвалидности и в случае потери кормильца. С учетом состояния пенсионной системы и перспектив ее развития корректировке должны подлежать большинство параметров, определяющих право на эту пенсию и ее размер (стажевые и возрастные требования, вопросы выплаты пенсий в период работы, установление зависимости права на пенсию от продолжительности трудового (страхового) стажа и объема уплаченных в пенсионную систему страховых взносов, а также включения в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов и др.). Одна из основных задач, на решение которой будет направлен этот закон, -- это установление пенсий в более высоких размерах тем, кто длительное время уплачивал страховые взносы и в более высоких размерах;

"О пенсиях по государственному пенсионному обеспечению", в котором рассматриваются вопросы предоставления пенсий лицам, не являющимся участниками государственного пенсионного страхования, а также повышения пенсий отдельным категориям градждан. В нем определяются условия предоставления социальной пенсии, их размеры, круг лиц, которым назначается эта пенсия (дети-инвалиды, инвалиды с детства, престарелые, не получающие страховую пенсию и некоторые др. категории). Этим же законом надо предусмотреть повышение пенсий отдельным категориям пенсионеров (лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Беларусь, жертвам войны и пострадавшим от необоснованных политических репрессий и др.).

Важным является то, что все эти проекты предполагается рассмотреть в парламенте в "пакете".

На 2-м этапе реформирования пенсионного законодательства (2002--2004 гг.) предусмотрена подготовка проектов законов, обеспечивающих формирование и развитие в республике нового уровня пенсионной системы -- дополнительного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. Это такие принципиально новые законы, как "О дополнительном пенсионном страховании", "О негосударственных пенсионных фондах", "О тарифах страховых взносов на дополнительное пенсионное страхование" и др. Данные законы направлены на обеспечение деятельности организаций, призванных осуществлять дополнительное страхование с использованием принципа накопления пенсионных средств, на закрепление принципов, задач и способов государственного контроля за этими предприятиями, а также на урегулирование отношений по предоставлению дополнительных пенсий.

Вопросы, касающиеся совершенствования пенсионной системы, будут постоянно освещаться на страницах "НЭГ".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений