$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ПЕЙ СВОЕ, ЧТОБ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ©

25.08.2015

Алкогольный рынок Беларуси ждут перемены. Власти готовы на радикальные меры, чтобы защитить интересы отечественных производителей алкоголя. Можно попытаться сократить поток импорта дешевой водки из соседних стран и нарастить поставки местной продукции в белорусские магазины. Но увеличить спрос, т.е. потребление спиртного, ни в своей стране, ни, тем более, за рубежом приказать невозможно.

На совещании по вопросам производства и оборота алкогольной продукции 20 августа Президент Александр Лукашенко потребовал до конца года навести жесткий порядок в этой сфере. Глава государства напомнил, что с 1 июля введены дополнительные защитные меры по усилению государственного регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции. «Была поставлена задача не допускать на внутренний рынок поступления некачественной продукции, сократить теневой оборот алкогольных напитков, — отметил А.Лукашенко. — Это не только потери бюджета, но в первую очередь угроза здоровью и жизни людей».

Упрекнув правительство в нерешительности в борьбе с ростом импорта и нелегального оборота спиртного, Президент потребовал объяснить, что мешает защитить собственный рынок? Почему экспорт не растет, а падает, хотя мощности по производству алкоголя в 2 раза превышают внутренние потребности? Какие меры принимаются для продвижения белорусской продукции в торговые сети в стране и за рубежом? Глава государства требует не искать оправдания, почему ухудшается положение в отрасли, а конкретных мер и наведения «жесткого порядка» в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Объяснять эти казусы можно по-разному. К примеру, девальвация российского рубля и украинской гривны, а также снижение в РФ с 1 февраля т.г. минимальных розничных цен на крепкий алкоголь на 16% нанесли серьезный удар экспортным планам белорусских ЛВЗ. Да и подстраиваться под них никто, ни в дальнем, ни в ближнем зарубежье, не собирался. Мировые алкогольные бренды явно не в курсе, что должны подвинуться, уступая место на полках европейских и иных магазинов белорусской водке. Для продвижения на внешних рынках нужны серьезные маркетинговые бюджеты, а также напряженная работа по устранению тарифных и нетарифных барьеров. Подвели и российские алкаши, которые, как уверяет Минздрав РФ, сократили потребление спиртного с 16,2 л на душу населения в 2008 г. до 11,9 л в 2013-м и 11,8 л — в 2014-м. Неудивительно, что спиртное из России и других соседних стран пошло в Беларусь. На риторический вопрос «кто мешает правительству защитить собственный рынок?» ответа пока нет. Выход видится во введении еще более жесткой ответственности за поставки в Беларусь контрафактной продукции. Но вряд ли это остановит ввоз дешевой водки через открытую благодаря евразийским договоренностям границу. Решить эту задачу можно лишь снизив предельные минимальные цены на водку больше, чем у соседей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО уже получило нагоняй за акцизную политику, которая «практически угробила» отрасль. Оказывается, акцизы привели к увеличению цены и вкупе с контрафактом — к снижению спроса на спиртное. Действительно, доля акцизов (правда, не только с алкоголя) в доходах бюджета непрерывно растет (с 6,5% в 2011 г. до 9,7% в 2014-м) — во многом благодаря увеличению ставок. При этом если Налоговым кодексом предусматривается их увеличение раз в полгода, то в прошлые годы их не раз увеличивали указами досрочно — по мере потребности казны в деньгах. Теперь же Беларусь не вольна в этом вопросе: ст. 72 Договора о ЕАЭС предусматривает гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам.

Поскольку с внешней конъюнктурой ничего не поделать, отдуваться придется частным ритейлерам. Они, по словам А.Лукашенко, «за счет разворотливости и за счет не знаю каких факторов... вплоть до взяток и узаконивания неких взяток и наделения их статусом премий, бонусов и прочего, заняли около 35% рынка, при этом недобросовестно потесняя государственные структуры, в т.ч. с помощью сетевых структур». Президент считает, что «диктат сетей» недопустим: «с госпредприятий за реализацию ликеро-водочных изделий требуют скидки, порой до 40% стоимости, ... устанавливают непонятные бонусы и премии для торговых сетей за счет, естественно, производителя». Устранением этих явлений правительство занялось заранее.

В соответствии с постановлением Совмина от 19.08.2015 № 702 «О некоторых вопросах торговли алкогольной продукцией» выплата производителями алкогольной продукции, на которую государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены предельные минимальные отпускные цены, любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за услуги, направленные на продвижение этой продукции, производится на основании соответствующих гражданско-правовых договоров. При этом размер выручки производителя с учетом вознаграждения должен быть не ниже стоимости алкогольной продукции, рассчитанной исходя из установленных Минторгом предельных минимальных отпускных цен. Постановление было зарегистрировано на следующий день после совещания, 22 августа опубликовано и вступает в силу с 1 сентября. Его нормы, вероятно, усилят эффект действия п. 4 ст. 12 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», запрещающего включать в договоры поставки и купли-продажи продовольственных товаров требования о внесении поставщиком платы за право поставок этих товаров в торговые объекты и позволяющего осуществлять услуги по рекламе, маркетингу и т.п. только на основании отдельных договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

СЛЕДУЮЩАЯ проблема — несвоевременность расчетов. По данным Президента, сегодня задолженность торговых объектов перед производителями ликеро-водочных изделий порой превышает суммы кредитов этих предприятий. А.Лукашенко потребовал, чтобы до 1 сентября все без исключения просроченные задолженности за поставленную продукцию были погашены. Кроме того, будут ужесточены меры за неоплату поставленной продукции вплоть до лишения лицензий.

Напомним, в соответствии с Указом от 1.09.2010 № 450 одним из лицензионных условий для розничной торговли алкогольными напитками значится отсутствие в договорах их поставки, иных гражданско-правовых договорах требования о вознаграждении за осуществление лицензиатом операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, также отсутствие просроченной задолженности 2 раза и более в течение календарного года по расчетам за спиртное. Наличие такой задолженности грозит лишением лицензии. Поставщикам «закуски» остается лишь дивиться мощи алкогольного лобби, «пробившего» для производителей спиртного таких привилегий: от приоритета взыскания платежей с торговли до возможности определять выручку «по оплате», что существенно облегчает им налоговое бремя.

КАРДИНАЛЬНО предстоит решить проблему складских запасов алкоголя. Глава государства потребовал, чтобы до 15 сентября абсолютно вся произведенная продукция была поставлена в торговые сети, причем не оставалась там на складах, а попала на прилавки магазинов. Заодно приказано исключить всякое участие посредников. «С сегодняшнего дня должен быть диктат не торговых сетей, а производителей», — заявил Президент.

Такой мощный маркетинговый ход наверняка радикально изменит ситуацию на белорусском рынке алкоголя. Можно представить, что по команде «свыше» ЛВЗ вернутся к прежним объемам: если в 2011 г. выпускалось почти 16,3 млн. дал водки и ликеро-водочных изделий, то в 2014-м — только 11,7 млн. Сложнее заставить торговлю (причем, не только частную) забирать всю выпускаемую в республике водку и незамедлительно платить за нее. Кстати, сами ритейлеры полагают, что если диктат и существует, то со стороны некоторых ведомств, которые с помощью административного ресурса добиваются увеличения поставок в торговые сети. Но где торговля возьмет деньги, если граждане стали меньше пить? По данным Белстата, потребление алкоголя сократилось в республике с 13,3 л на душу населения в 2011 г. до 10,4 л в 2014-м. Правда, у Всемирной организации здравоохранения иные цифры, но доверимся своей статистике.

ЧИНОВНИКИ незамедлительно приступили к выполнению поручений Главы государства «на предмет защиты внутреннего рынка алкогольной продукции». На совещании в Мингорисполкоме 20 августа поручено в кратчайшие сроки максимально насытить объекты торговли и общепита отечественными алкогольными напитками и пивом, обеспечив при этом их приоритетную выкладку и соблюдение ассортиментных перечней товаров. Столичным контролирующим службам предписано усилить мониторинг и проверки объектов торговли и общепита, в т.ч. по вопросам ц применения цен на отечественную алкогольную продукцию и своевременности расчетов с поставщиками. Аналогичные указания прозвучали 21 августа на совещании в Минторге.

В пресс-релизе Мингорисполкома «справочно» по сути признается, что насыщать дальше, собственно, некуда: удельный вес продаж отечественных алкогольных напитков в 2013–2015 гг. практически не снижается: водка — 97–99%, вина плодовые — 100%, вина игристые и шампанское — 92–93%, доля коньяков, коньячных напитков и бренди выросла с 69,2% в 2014 г. до 77,9% в 2015-м. Тем не менее на совещании Комитет госконтроля предложил пересмотреть минимальный ассортимент белорусской алкогольной продукции в объектах торговли. Правда, п. 3 ст. 10 Закона дает субъектам торговли право самим определять порядок и условия осуществления торговли, в т.ч. ассортимент товаров, перечень оказываемых услуг, связанных с продажей товаров, а также приемы и способы, с помощью которых она осуществляется. Будут ли ограничены эти права ради интересов госпредприятий, производящих водку, покажет будущее.

РИСКНЕМ предположить, что проблемы алкогольной отрасли заключаются не в диктате торговых сетей, а в явной несбалансированности планов производства и возможностей сбыта. Государство само инициировало антиалкогольную кампанию, запретив рекламу спиртного в СМИ, ограничивая время его продажи и повышая акцизы. Такую же политику борьбы с пьянством проводят и в соседних странах. Поэтому при желании можно было предвидеть, что мощности, рассчитанные на неуклонный рост экспорта и, как минимум, сохранение уровня внутреннего потребления спиртного, окажутся избыточными. Следовало бы порадоваться, что белорусы сделали еще один шаг к здоровому образу жизни, став меньше пить. Но, оказывается, благополучие производителей алкоголя (разумеется, государственных) — гораздо больший приоритет, чем здоровье нации, не говоря уже об абстрактных категориях, определяющих состояние бизнес-климата в стране.

Леонид ФРИДКИН