Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
17.05.2011 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПАСЫНКИ ЭКОНОМИКИ

Если в странах с рыночной экономикой малый бизнес — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, то в Беларуси до недавнего времени ему отводилось более чем скромное место. Тем не менее субъекты малого предпринимательства, не дожидаясь указаний свыше, играют в отечественной экономике все более важную роль. Оценить ее позволяют данные статистики, опубликованные на прошлой неделе.

Если в странах с рыночной экономикой малый бизнес — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, то в Беларуси до недавнего времени ему отводилось более чем скромное место. Тем не менее субъекты малого предпринимательства, не дожидаясь указаний свыше, играют в отечественной экономике все более важную роль. Оценить ее позволяют данные статистики, опубликованные на прошлой неделе.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, названо недостаточное развитие малого предпринимательства. Поэтому на ближайшие 5 лет поставлена цель: увеличение его доли в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 г.

Пока же вклад малого бизнеса в основные экономические показатели развития республики куда скромнее. Так, по данным Белстата, его удельный вес в ВВП страны составил в прошлом году 12,4% (в 2009 г. — 11,4%), в объеме производства продукции (работ, услуг) — 12,5% (12%), инвестиций в основной капитал — 27,2% (23,9%). По ряду показателей доля малого бизнеса в 2010 г. несколько сократилась по сравнению с 2009 г.: в частности, в выручке — с 28,3% до 28%, а розничном товарообороте, включая общепит, — с 29,5% до 28,2%. Если в целом в республике выручка увеличилась в 2010 г. на 28,5% по сравнению с предыдущим годом, а чистая прибыль — на 35,1%, то у субъектов малого предпринимательства — на 27,4% и 56,6% соответственно. Значит ли это, что малый бизнес, хоть и наращивает объемы медленнее, чем экономика в целом, но работает эффективнее? Скажем, если рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в республике в прошлом году составляла 10,1%, то у малых предприятий — 15,8%. С другой стороны, среди последних в 2010 г. было 21% убыточных организаций, тогда как в целом по республике — только 4,9%. Впрочем, нужно иметь в виду, что у малого бизнеса меньше стимулов скрывать свои убытки, чем у организаций, имеющих ведомственную подчиненность. Интересно, что в то же время инвестиции субъектов малого предпринимательства в основной капитал выросли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 42,3%, тогда как в целом по республике — лишь на 16,6%, притом что традиционно доступность кредитных ресурсов, не говоря уже о государственном финансировании, для малого бизнеса куда меньше, чем у более крупных предприятий.

Берут ли субъекты малого предпринимательства числом? По данным государственной статотчетности, на 1 января 2011 г. в Беларуси насчитывалось 84 164 организации малого бизнеса, из которых осуществляли деятельность в прошлом году 74 246 организаций — 88,2% от общего числа (годом ранее — 88,1%). Микроорганизации составляли 86,1% от общего количества организаций малого бизнеса, а малые организации — 13,9 %. Большая их часть сконцентрировалась в столице (37,7% против 37% в 2009 г.). На долю Минской области приходится 16% субъектов малого предпринимательства (15,2% в 2009 г.), Брестской — 10,8%, Гродненской — 8,6%, Гомельской — 9,7%, Витебской — 9,7%, Могилевской — 8,4%.

По сравнению с 2009 г. количество организаций малого бизнеса увеличилось на 8,7%. Однако средняя численность их работников выросла за год лишь на 1,5%, до 784 944 человек. Это немало: 16,9% занятого в экономике страны населения. Заметим, что штаты за год практически не менялись: в среднем по 5,4 человека на одну микроорганизацию (если учитывать только работающие фирмы) и по 38 на малую организацию. Таким образом, тезис о высокой способности малого бизнеса создавать новые рабочие места в Беларуси пока не слишком успешно подтверждается на практике. Не балуют здесь и высокими доходами: номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников субъектов малого предпринимательства в 2010 г. составила 1031,7 тыс. Br — на 16,7% ниже, чем в среднем по Беларуси, причем если в малых организациях она составляла 1179 тыс. Br, то в микроорганизациях — всего 826,6 тыс. Br. При этом если в прошлом году в стране номинальная начисленная среднемесячная зарплата выросла на 23,9%, то в малом бизнесе — только на 22,2%.

Особого внимания заслуживает роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности. На его долю, как показывает статистика, приходилось в прошлом году 38,9% экспорта и 30% импорта (в 2009 г. — 24,3% и 27,6% соответственно), но лишь 6,6% — отрицательного сальдо внешней торговли товарами. При этом если в целом по республике в прошлом году объем экспорта возрос на 18,4% по сравнению с 2009 г., а импорт — на 22%, то по субъектам малого предпринимательства — на 34,6% и 32,5% соответственно. Эти данные показывают, что малые организации играют весьма значительную роль если не в производстве, то в сбыте белорусской продукции, а также в снабжении «сборочного цеха». Напомним, что стоимость приобретенного импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива для собственного потребления выросла в Беларуси в 2010 г. на 31,7%, в т.ч. приобретенного на территории республики — более чем в 1,5 раза. А потому, если трудности с приобретением валюты наиболее болезненно отражаются сегодня именно на малом бизнесе, то цепная реакция их проблем очень быстро скажется на всех остальных сегментах отечественной экономики.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by