$

2.5105 руб.

2.9797 руб.

Р (100)

3.4323 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Туризм

ПАСТОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

29.12.2005
Сельский туризм, который в большинстве европейских государств давно и стабильно занял свою нишу среди других видов туристических услуг, медленно, но верно начинает развиваться и в Беларуси. Наша страна, являясь по сути аграрной (треть населения живет в сельской местности), тем не менее одна из последних в Европе, кто пошел по этому пути. Может, потому, что большинство - как раз выходцы из деревни, и сельской экзотикой, от которой приходят в восторг потомственные горожане и иностранцы, их не удивишь?

По мнению экспертов этой области, сельский туризм вполне способен принести огромную пользу экономике страны: остановить вымирание белорусской деревни и существенно улучшить качество жизни сельских жителей. Эти задачи, к слову, ставит и принятая в начале года Программа возрождения села, которая наряду со многими другими мерами предполагает развитие агротуризма. Раскручивать новое для нас направление нацеливает и Национальная программа развития туризма на 2006-2010гг., утвержденная Советом Министров в августе этого года. Документом, в частности, предусматривается создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений.

Однако пока это лишь намерения. Чтобы реально воплотить их в жизнь, необходимо еще многое сделать. В первую очередь, создать благоприятные условия для поставщиков агротуристических услуг, считает председатель общественного объединения "Агро- и экотуризм" Валерия Клицунова. По ее мнению, в нашей стране официальным днем рождения сельского туризма можно считать 20 ноября 2002г., когда образовалась эта организация. Инициаторами были люди, которые уже работали по этой тематике: работники музея сельской культуры "Дудутки", профессионалы туризма и просто любители природы и старины. Сегодня ассоциация объединяет около 300 человек. Услуги предоставляют уже около 80 усадеб. С учетом спроса оптимальным вариантом для Беларуси было бы наличие тысячи усадеб, считает В.Клицунова.

По ее словам, бурное развитие сельского туризма в ряде европейских стран началось после того, как был принят закон, поддержавший хозяина. В частности, если сельский житель сдает в своем доме не более пяти комнат, то это считается деятельностью в рамках его личного подсобного хозяйства и налогами не облагается. Сельчанин лишь ведет список посетивших его туристов и периодически сдает эти данные в местный исполком. Подобную норму, которая действует в соседних Польше, Литве, Латвии и Украине, следовало бы распространить и у нас, считает собеседник "Экономической газеты".

Идеальным вариантом, по мнению В.Клицуновой, было бы принять указ по аналогии с Указом Президента по ремесленнической деятельности: заплатил базовую величину раз в год и спокойно работай.

"Сегодня сельский житель должен регистрироваться, если сдает свои комнаты для туристов систематически, - рассказывает собеседник "ЭГ", - потому что это считается предпринимательской деятельностью. Некоторые граждане сами идут в налоговую и спрашивают, как им платить налоги. Там говорят: "Да мы и сами не знаем. Давайте, как будто вы сдали свою комнату на год". В итоге хозяин дома платит 4-5 тысяч в месяц, в год - около 100 тысяч".

Те, кто намерен заниматься сельским туризмом профессионально как бизнесом, раньше регистрировались в качестве ИП и платили единый налог, который предполагает упрощенную бухгалтерию. Однако с 1 августа, когда вступил в силу Указ Президента № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", такая категория предпринимателей должна работать по общей схеме, что многих отпугнуло, отметила В.Клицунова.

Большой интерес к сельскому туризму проявляют фермеры. Сейчас активно этим занимаются около десяти хозяйств. Усадьба "Верес" в Зельвенском районе Гродненской области, которая принадлежит одноименному фермерскому хозяйству, считается одной из самых известных в Беларуси. Дело здесь поставлено профессионально, в чем смогли убедиться и журналисты во время организованного Программой развития ООН недавнего пресс-тура в этот регион. Усадьба способна принять одновременно до 30 человек в 1-2-3-местных комфортабельных комнатах с душем, туалетом и горячей водой. На территории усадьбы есть необходимая инфраструктура для проведения праздников, конференций, семинаров и семейных торжеств: специальный "Зал охотника" рассчитан на 100 мест. Говорят, что празднование предстоящего Нового года здесь забронировали еще летом. Усадьба расположена вблизи уникальных памятников культуры - Сынковичской церкви-крепости XIV века, Жировичского монастыря, Коссовского замка.

К развитию сельского туризма в Беларуси не так давно подключилась и Программа развития ООН (ПРООН). С сентября 2004г. эта организация реализует проект, направленный на развитие агро- и экотуризма в регионе "Беловежская пуща", куда включены пять районов: Пружанский и Каменецкий Брестской области, а также Волковысский, Зельвенский и Свислочский Гродненской области. Проект - трансграничный и параллельно выполняется в Польше.

В рамках проекта были подготовлены предложения и рекомендации по изменению законодательства в области агро- и экотуризма, некоторые из них вошли в упомянутую Национальную программу развития туризма до 2010г., рассказал "Экономической газете" менеджер проекта Дмитрий Фрищин. Кроме того, определены потенциальные и действующие поставщики агротуристических услуг региона "Беловежской пущи", подготовлены к изданию буклет о его туристическом потенциале и тематический календарь, проведены учебно-презентационные мероприятия.

Проектом также реализуется программа финансовой поддержки субъектов, занимающихся сельским туризмом в этом регионе. 10 самых интересных и оригинальных микропроектов получат по 1,5-2 тыс. USD для обустройства своих усадеб. Заявки на участие в этом конкурсе ПРООН будет принимать до 20 января, а определение победителей состоится до 20 февраля.

Автор публикации: Дмитрий ЕРМАК


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное