$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПАРТНЕРСТВО СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ

13.07.2012

На прошлой неделе в Минэкономики состоялся семинар по вопросам развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Беларусь. На семинаре была презентована оценка национальной готовности ГЧП, подготовленная Европейской экономической комиссией ООН.

Открывая семинар, заместитель министра экономики Антон Кудасов напомнил, что задача сформировать правовую базу, стимулирующую развитие механизмов государственно-частного партнерства, содержится в Директиве № 4. И потому создание института ГЧП возведено в ранг первостепенных задач правительства. Это относительно новый инструмент в арсенале госуправления, отметил А.Кудасов. «Проделана большая работа, ее результатом должна стать готовность нашей страны к развитию государственно-частного партнерства», — подчеркнул замминистра. — Будут установлены сферы, где есть потенциальные возможности для реализации пилотных проектов в данной области. Будет также разработана программа действий по внедрению и развитию системы государственно-частного партнерства в Беларуси».

Проект закона о ГЧП, разработанный Минэкономики, был направлен на экспертизу в ЕЭК ООН. Полный отчет по итогам оценки с рекомендациями был представлен на семинаре 9 июля. ЕЭК ООН рекомендует Беларуси создать агентство и ассоциацию по внедрению и развитию механизмов ГЧП, заявил на семинаре эксперт ЕЭК ООН Лео Маккена. Кроме того, предлагается сформировать инфраструктурную ассоциацию с участием представителей государственных и частных органов, в т.ч. представителей профсоюзов и местных органов власти, а также межминистерский совет по вопросам развития ГЧП, развивать систему обучения и подготовки специалистов.

ЕЭК ООН рекомендует Беларуси по примеру других стран сформировать национальный инфраструктурный план для привлечения инвестиций. Так, многие государства включают в него экономические инфраструктурные проекты (транспортные, коммунальные, альтернативная энергетика), в Великобритании — социальные проекты (медицина, образование, социальное и студенческое жилье).

По мнению Л.Маккены, при внедрении механизмов ГЧП важна прозрачность. Все действия в этой области должны соответствовать международной практике и стандартам. Предстоит также повысить качество предоставляемых публичных услуг, обеспечить информирование населения по данным вопросам. Л.Маккена предупредил, что не надо отождествлять ГЧП с приватизацией. Речь идет прежде всего о наращивании навыков и квалификации частного сектора в части коммерческого привлечения инвестиций.

ЕЭК ООН и ПРООН готовы оказать содействие внедрению и развитию в Беларуси механизмов ГЧП, сообщил постоянный представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук. Он отметил, что эксперты ЕЭК ООН провели оценку готовности Беларуси к внедрению механизмов ГЧП. Очевидно, что Беларусь нуждается в привлечении инвестиций в инфраструктуру для усиления своих конкурентных преимуществ — благоприятного географического положения, качественных дорог и расширенной сети трубопроводов. «Правительство в основном прибегает к бюджетному финансированию, тогда как по всему миру механизм ГЧП применяется для внедрения крупномасштабных инфраструктурных проектов», — сказал А.Брук. В глобальном масштабе объем инвестиций в данную сферу достигает триллионов долларов. Для развития механизмов государственно-частного партнерства в Беларуси необходимо изучить успешный опыт соседних стран, усовершенствовать законодательную базу, регулирующую партнерство между государством и бизнесом, а также определить направление для наиболее рационального внедрения механизмов ГЧП, уверен эксперт. Данный путь применяется всеми странами, которые стремятся к притоку инвестиций в инфраструктуру.

Рекомендации экспертов ЕЭК ООН должны получить практическое применение. По словам А.Брука, благодаря продуктивному партнерству ПРООН и ЕЭК ООН, тесному взаимодействию с ЕЭС планируется всеобъемлющий проект, направленный на усиление потенциала госструктур, региональных органов власти и бизнеса для содействия развитию и управлению проектами ГЧП в инфраструктурных и публичных структурах. Проект будет охватывать все аспекты, необходимые для реализации ключевых рекомендаций, определенных в обзоре по оценке готовности Беларуси к внедрению ГЧП, особенно тех, которые связаны с обучением специалистов, созданием благоприятной среды для развития этого института. «Мы искренне рекомендуем и надеемся, что правительство решительным образом внедрит все необходимые законодательные и нормативные инициативы в соответствии с предложенными рекомендациями и будет двигаться энергично в направлении построения партнерства с частным сектором», — заявил А. Брук.

Идея направить частный капитал и предприимчивость в решение общественно значимых проблем выглядит весьма привлекательно. При этом обе стороны — государственные органы и частный сектор — сходятся в том, что применение механизма ГЧП будет полезным для экономики и общества. Однако для успеха помимо создания нормативно-правовой базы и четко сформулированной государственной политики в области ГЧП нужен еще консенсус в оценке преимущества проектов ГЧП и условий их привлекательности для бизнеса. Например, результаты исследования «Как обеспечить успех ГЧП в России», подготовленного компанией Ernst & Young на основе опроса участников российского рынка ГЧП — представителей госорганов, а также российских и зарубежных инвесторов, банков и институтов развития, показывают, что эти вопросы понимаются по-разному. Представители госорганов считают основным преимуществом ГЧП возможность привлечения внебюджетного финансирования и надеются на передачу частному сектору ответственности за основные риски в рамках проектов. Частный сектор готов обеспечить эффективную отдачу на вложенные в проекты средства на всем их протяжении (концепция value for money), но взамен рассчитывают на получение господдержки и гарантий, а также более высокой, чем полагают чиновники, доходности на вложенные средства. Особенно осторожны в готовности брать на себя риски (в частности, риск спроса) иностранные инвесторы и банки.

По мнению Александра Ерофеева, партнера Ernst & Young, руководителя отдела проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ, само по себе привлечение внебюджетного финансирования не может рассматриваться как единственное основание осуществления проектов на принципах ГЧП, поскольку стоимость финансирования для частного сектора всегда выше, чем для государства. Применение ГЧП должно обеспечивать большую эффективность по сравнению с бюджетными закупками за счет жесткого контроля сроков, финансовой дисциплины, технологий и ноу-хау частного сектора. Что касается проектных рисков, то участники опроса — инвесторы и банки — подтвердили мысль о том, что государство должно передавать частному сектору только те риски, которыми он способен управлять.

Для успешной реализации проектов ГЧП в различных отраслях (транспорт, ЖКХ, здравоохранение, образование, культура) нужны условия, предоставить которые должно государство. В частности, нужно достичь гибкости и согласованности законодательства о ГЧП, решить ряд связанных вопросов в сфере ценообразования, предоставления земли, налогообложения, бюджетного процесса, повысить финансовую привлекательность проектов (bankability) за счет предоставления государственных гарантий, накопления опыта в области ГЧП и адекватного распределения ответственности за риски. Все это подразумевает высокое качество подготовки проектов и уровня развития государственных институтов поддержки и развития ГЧП, что требует более активного привлечения опытных консультантов.

Эти проблемы являются общими для Беларуси и России. Возможно, их совместное решение было бы наиболее успешным.

Вадим ЛЕБЕДЕВ