$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Парламентарии одобрили Особенную часть

11.12.2009

Парламентарии единогласно приняли в первом чтении проект Особенной части Налогового кодекса. Документ, регулирующий исчисление и уплату всех налогов, должен вступить в силу с 1 января нового года. Основные новшества — отмена четырех налоговых платежей и повышение ставки НДС до 20%. Министр финансов Андрей Харковец, представляя проект депутатам, заявил, что принятие Особенной части Налогового кодекса упростит белорусскую налоговую систему, сделает ее более стабильной и приведет в соответствие с системой налогообложения стран-партнеров.

В числе главных достижений министр отметил отмену с 2010 г. республиканского сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налогов с продаж и на приобретение автотранспортных средств, а также местного сбора за парковку. Правда, доля двух последних платежей в налоговой нагрузке и доходах бюджета весьма мала, но и их отмена позволит сэкономить кое-какие средства налогоплательщиков и уменьшить число налогов.

По словам А.Харковца, в результате отмены этих четырех платежей из доходов бюджета «выпадет» 2,5 трлн. Br. Компенсирует эти потери увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Напомним, что именно этот шаг и связанные с ним последствия были предметом длительных и острых дискуссий в органах государственного управления, бизнес-союзах и СМИ. Теперь решение принято. А вот у основного нашего партнера — России ставка НДС осталась 18%, а налога на прибыль — 20%.

Министр считает, что повышение ставки НДС выгоднее, чем сохранение отменяемых налогов. По его мнению, эта мера стимулирует экспорт, а в конечном итоге в распоряжении налогоплательщиков останется дополнительно около 800 млрд. Br. Облегчить налоговое бремя должно сокращение сроков возврата и зачета НДС, что позволит снизить отвлечение оборотных средств предприятий. О каких-либо возможных негативных последствиях повышения ставки НДС министр не упомянул. У депутатов на сей счет также не возникло сомнений, и они единогласно проголосовали за принятие проекта Особенной части НК в первом чтении.

Таким образом, скорее всего, с нового года нас ожидает новая ставка НДС, а также ряд изменений в порядок исчисления и уплаты подоходного налога и налога на прибыль, с которыми мы уже знакомили наших читателей (см. «ЭГ» № 83 от 30 октября и № 93 от 4 декабря). Земельный налог будет исчисляться на основе кадастровой оценки земли с дифференциацией ставок в зависимости от функционального назначения земель и категории населенного пункта.

В целом, как сообщил А.Харковец, Особенная часть НК объединяет все действующее законодательство по отдельным налогам, что позволит отменить более 100 нормативных правовых актов в этой сфере. Всего отечественная налоговая система будет содержать 30 налоговых платежей. Не так и мало, так что резерв для дальнейшего совершенствования еще есть. Ведь, несмотря на успехи Беларуси в улучшении условий ведения бизнеса, по итогам исследования Всемирного банка, МФК и PricewaterhouseCoopers наша страна по-прежнему занимает последнее, 183-е место по состоянию налоговой системы. Причина тому — количество налоговых платежей в год, которых эксперты насчитали 107 (больше только в Румынии — 113 и в Украине — 147), трудоемкость налоговых процедур, на которые может уходить до 900 часов, высокий уровень налогообложения, достигающий 99,7% к прибыли среднестатистической компании.

Возможно, в следующем исследовании получат достойную оценку нормы Особенной части НК, позволяющие при определенных условиях уплачивать НДС и налог на прибыль поквартально, не вести книгу покупок, уменьшить число налогов. Ведь если в отдельных сферах деятельности имеются особые платежи, то основных налогов для субъектов хозяйствования в стране, как подчеркнул министр, остается только 5: НДС, налоги на прибыль и на недвижимость, земельный и экологический.

А.Харковец отметил, что Особенная часть НК — это нормативный правовой акт «максимально прямого действия». Однако при близком знакомстве с текстом проекта очевидно, что отсылочных норм в документе немало. А депутата В.Здановича заинтересовало, что льготы для учреждений высшего образования, установленные в Указе Президента от 30.08.2000 № 472, в проекте Особенной части НК не учтены. Министр сообщил, что о таких льготах будет подготовлен комплексный указ Президента. Получается, что налоговые отношения по-прежнему будут регулироваться не только кодексом, но и иными нормативными правовыми актами. У депутатов это новых вопросов не вызвало.

Зато принятие Особенной части НК «вызовет к жизни» целый ряд статей принятой еще в 2003 г. Общей части кодекса, которые пока не действовали. Среди них ст. 2, где указано, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные специальными актами законодательства. Ждет вступления в силу ст. 3, в которой дано определение налогового законодательства РБ, представлена иерархия нормативных актов этой отрасли права и запрещено включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства, если иное не установлено НК или Президентом. Отсутствие этих положений приводит к тому, что для целей налогообложения зачастую применяют нормы других отраслей права, что существенно усложняет работу бухгалтеров и ревизоров и нередко приводит к противоречиям и нарушениям. Впрочем, Особенная часть НК не устранит все эти проблемы .

Весьма важна ст.6 Общей части НК, в которой дано определение налогов и сборов, а также элементов налогообложения, без которых налоги и сборы не могут считаться установленными, статьи 7–12, в которых оговорен перечень видов и порядок установления, изменения и прекращения действия вступления в силу республиканских и местных налогов, а также ст.20, в которой дано определение взаимозависимых лиц.

Тем не менее кодифицикация налогового законодательства придаст более стройный вид отечественной налоговой системе. Но чтобы способствовать повышению конкурентоспособности белорусской экономики, наша система налогообложения должна быть не хуже, а, может, и лучше чем у других стран, особенно соседних, которые на месте тоже не стоят. Именно это определит, есть ли у нас шансы уйти с пресловутого последнего места в мире по системе налогообложения (что, скорее, вопрос имиджа) и стимулировать реальные инвестиции, рост производства и благосостояния налогоплательщиков.

Валерия ГЕРАСИМОВА