ПАРАШЮТ НЕ РАСКРОЕТСЯ©
В Беларуси планируется отменить специальный порядок определения размера выходного пособия для сокращенных госслужащих, приравняв их к обычным работникам. Лишение «государевых людей» одной из льгот предусмотрено проектом закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предоставления гарантий государственным служащим и лицам, проходящим военную службу (службу)», внесенного недавно в парламент. Однако если этот проект будет принят в том виде, в котором он опубликован на сайте pravo.by, то эта норма станет далеко не самым неприятным сюрпризом для отечественных чиновников.В Беларуси планируется отменить специальный порядок определения размера выходного пособия для сокращенных госслужащих, приравняв их к обычным работникам. Лишение «государевых людей» одной из льгот предусмотрено проектом закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предоставления гарантий государственным служащим и лицам, проходящим военную службу (службу)», внесенного недавно в парламент. Однако если этот проект будет принят в том виде, в котором он опубликован на сайте pravo.by, то эта норма станет далеко не самым неприятным сюрпризом для отечественных чиновников.
О масштабном сокращении госаппарата было объявлено еще зимой (см. «ЭГ» № 2 от 11.01.2013 г.). Но решение этой задачи может оказаться весьма накладным для бюджета. Дело в том, что согласно ст. 47 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон № 204-З) при высвобождении госслужащего в связи с ликвидацией госоргана или сокращением штата ему должна быть предложена другая государственная должность с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. А при невозможности трудоустройства — гарантируется переподготовка по направлению службы занятости с выплатой за весь период обучения стипендии в размере среднемесячной зарплаты по занимаемой до увольнения должности с последующим предоставлением возможности поступления на соответствующую госдолжность.
Новая редакция ст. 47 Закона № 204-З не обещает сокращаемым чиновникам другую госдолжность. Таким образом, власти, выполняя указание Президента сократить численность госслужащих приблизительно на четверть, собираются избежать их пересаживания с одного «теплого места» на другое. Сокращаемым гарантируется только переобучение по направлению органов занятости с выплатой стипендии в размере, предусмотренном Законом от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее — Закон № 125-З), т.е. 50% (при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет — 75%) средней зарплаты (дохода) по последнему месту работы (сейчас размер стипендии для них составляет 100%). Возможность поступления после учебы на соответствующую госдолжность уже не упоминается — не для того сокращают.
Но и это еще не все «сюрпризы». Согласно проекту при регистрации сокращенного госслужащего в качестве безработного ему будет выплачиваться пособие по безработице не в размере среднемесячной зарплаты по занимаемой до увольнения должности в порядке и на условиях, определяемых законодательством, как сейчас, а в соответствии с Законом № 125-З. На такое пособие, как известно, прожить невозможно: оно выплачивается со дня регистрации в органах занятости в качестве безработного за первые 13 календарных недель — в размере 70% и за последующие 13 календарных недель — 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не более двух базовых величин, т.е. 200 000 Br (ч. 3 ст. 24 Закона № 125-З).
Выходное пособие при высвобождении госслужащего в связи с ликвидацией госоргана, сокращением численности или штата будет выплачиваться в соответствии с законодательством о труде, если иное не предусмотрено законодательными актами, т.е. в размере 3 среднемесячных зарплат (ст. 48 Трудового кодекса). Сегодня же согласно подп. 1.3 ст. 51 Закона № 204-З госслужащим при увольнении по указанным выше основаниям выходное пособие выплачивается: при стаже госслужбы до 5 лет — в размере 3 среднемесячных зарплат, от 5 до 10 лет — 4, от 10 до 15 лет — 5, а свыше 15 лет — 6 среднемесячных зарплат. При этом непосредственно при увольнении данное пособие сейчас выплачивается в размере, не превышающем 3 среднемесячных зарплат, а оставшаяся часть — по истечении 3 месяцев и только лицам, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и при невозможности их трудоустройства. Ссылка на подп. 1.3 ст. 51 Закона № 204-З не просто исключается из ст. 47 Закона № 204-З. В проекте предусмотрено, что госслужащим, уволенным по сокращению штата, еще не выплаченная до вступления его в силу оставшаяся часть выходного пособия в размере, превышающем установленный ТК «стандарт», выплачиваться уже не будет.
Планируется сохранить в ст. 47 Закона № 204-З лишь право госслужащих на медицинское обслуживание на период до трудоустройства в другую организацию в учреждениях здравоохранения, где они обслуживались, да и то не более чем в течение 12 месяцев со дня увольнения. В настоящее время период льготного обслуживания ограничен только фактом трудоустройства.
При ликвидации госоргана, сокращении численности или штата также должно быть сохранено и право госслужащих на досрочную пенсию по возрасту, которая, как и сейчас, будет назначаться и выплачиваться в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Кроме того, безработным из числа сокращенных госслужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с ликвидацией госоргана, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или другим уважительным причинам без права на пенсию, назначенные до вступления в силу данного закона стипендии и пособия по безработице будут выплачиваться со дня его вступления в силу в размерах, установленных соответственно ч. 2 ст. 23 и ч.ч. 3 и 4 ст. 24 Закона № 125-З (см. выше), т.е. в тех же размерах, что и для обычных работников.
При этом все нормы Закона № 125-З, устанавливающие сейчас особенности для сокращаемых госслужащих (включая перечисленных выше военнослужащих), проект исключает.
Несомненно, для большинства госслужащих, которым грозит сокращение (а это не только работники пенсионного и близкого к нему возраста, но и многие другие), нормы проекта покажутся хуже ушата холодной воды в морозный день. Но кому сейчас легко?
Дмитрий КОРШУНОВ