$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПАРАДОКСЫ НАШЕГО ЭКСПОРТА

04.10.2011

Руководством страны много говорится о необходимости наращивать экспорт и диверсифицировать рынки сбыта. Практика показывает, что с данной задачей способны успешно справляться представители малого и среднего предпринимательства (МСП). Вот только органы госуправления, особенно местные власти, не спешат помочь им разрешить ряд наболевших проблем, мешающих продуктивной работе.

В соответствии с поручением Совмина Бизнес-союз им. М.Кунявского изучил внешнеторговую активность МСП. По данным Белстата, в 2010 г. в экспортно-импортных операциях с товарами приняли участие более 15 тыс. субъектов МСП, в т.ч. свыше 14 тыс. представителей малого предпринимательства.

В 2010 г. на долю субъектов МСП (а это на 95% частные структуры) приходилось 39,7% общего внешнеторгового оборота товаров Республики Беларусь, в т.ч. 42,9% экспорта. Весьма впечатляющий результат, особенно если учесть, что государство в большей степени сосредоточено на поддержке крупных промышленных предприятий, а практика торгового посредничества, способная склонить чашу статистики в пользу частников, повсеместно пресекается.

Достаточно успешно малый и средний бизнес диверсифицирует свои поставки. Так, благодаря почти трехкратному росту экспорта в 2010 г. в Украину (до 1,655 млрд. USD) продажи товаров там практически уравнялись с тем, что поставлено МСП на российский рынок (1,697 млрд. USD). Выше среднего был темп роста экспорта в Великобританию (148,9%), куда поставлено продукции почти на 1 млрд. USD, а также в Польшу (152,5%, до 0,527 млрд. USD).

В 2010 г. внешнеторговый оборот субъектов МСП составил 23,9 млрд. USD, в т.ч. экспорт — 10,8 млрд., импорт — 13 млрд. USD. Как видим, сальдо сложилось отрицательным в размере 2,2 млрд. USD. А это значит, что малому и среднему бизнесу присуща общая для экономики проблема. Среди регионов положительное сальдо внешней торговли товарами смогла обеспечить только Минская область.

Такая ситуация во многом объясняется структурой экспорта МСП. В 2010 г. наибольшую долю в нем занимали минеральные продукты (56,7%) и продукция химической промышленности (24,5%), требующие импорта сырья. Вместе с тем доля экспортируемых товаров из местного сырья оставалась незначительной: продукции пищевой промышленности и сырья для ее производства — 4,7%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — 2,7%, текстиля и текстильных изделий — 1,6%.

Экспортная статистика свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство вносит существенный вклад в развитие торгово-экономических связей Беларуси. Вместе с тем внимание органов республиканского и местного управления и, соответственно, их поддержка практически всецело направлены на крупные госпредприятия. Частные структуры зачастую остаются со своими нерешенными проблемам, а их, как показал недавний опрос БСПН, немало. Это затрудненный доступ к распределяемым ресурсам сырья и материалов, недостаток производственных и складских помещений, высокая стоимость кредитных ресурсов, аренды, недостаточное информационное обеспечение о конъюнктуре рынков и пр.

Подробней остановимся на проблеме ресурсов. В числе обозначивших ее предприятий — ЗАО «Борисовдетспецпродукт», выпускающее молочную продукцию, УП «Адельвейс» (изделия из оцилиндрованной древесины), ЗАО «Партнер и К» (мясная продукция), ЗАО «Завод технических масел» (рапсовое масло и жмых), ПТУП «Комплект-М» (деревянная тара), НП ООО «Продукты питания» (маргарин, спред) и некоторые другие.

То есть те, кто работает на местном сырье. Парадокс! Ведь по логике вещей, если государство стремится преодолеть системную проблему отрицательного внешнеторгового сальдо, оно должно создавать наиболее благоприятные условия как раз для предприятий, работающих на местном сырье, а не импортирующих его.

На наш взгляд, не стоит успокаивать себя тем, что в июле этого года впервые за последние 6 лет Беларусь вышла на положительное сальдо внешней торговли товарами. Данный результат стал следствием резкой девальвации национальной валюты, а также практически полного прекращения импорта легковых автомобилей в связи с введением заградительных ввозных пошлин. Для выхода на устойчивое внешнеторговое равновесие в среднесрочной и долгосрочной перспективе понадобится более детальная трансформация макроэкономической модели и изменение экспортно-импортных потоков.

К сожалению, в стране нет системной работы по вовлечению в этот процесс частных экспортно ориентированных компаний. Для того чтобы обеспечить их местным сырьем, приходится стучаться в очень высокие кабинеты — не ниже уровня губернаторов, а то и руководителей республиканских органов власти. Только их личное «добро» способно хоть как-то решить проблему. Так было, например, с ЗАО «Борисовдетспецпродукт» и с ООО «Продукты питания».

Большинство производителей сырьевых товаров в Беларуси имеют ведомственную подчиненность. При этом, поскольку до министерств и ведомств доводятся планы по экспорту, они находят самое простое решение для достижения данной цели — отправляют на экспорт сырье, имеющее минимальную добавленную стоимость. В результате отдельные структуры вроде бы зарабатывают, а все страна в результате теряет. Ведь переработав это сырье и продав конечный продукт на внешние рынки, заработать можно значительно больше.

Похоже, некоторые чиновники уже начинают осознавать это. В частности, в письме Брестского облисполкома от 15.08.2011 № 07/12.264-38 на адрес БСПН выражается мнение о целесообразности «ввести квотирование или отменить поставки на экспорт сырьевых продуктов в целях их глубокой переработки внутри страны и поставок готовой продукции на экспорт, а в случае необходимости разрешить расчеты за данное сырье в валюте».

На наш взгляд, необходимо изучить возможность введения таможенных пошлин на отдельные категории вывозимого сырья и материалов. БСПН также предлагает: во-первых, утвердить республиканский орган по координации экспортной деятельности вневедомственных субъектов МСП, во-вторых, рекомендовать облисполкомам и Мингорисполкому создать у себя соответствующие подразделения по координации экспортной деятельности МСП. Системная работа должна включать:

– формирование инфраструктуры поддержки экспортной деятельности, центров развития экспорта, саморегулируемых некоммерческих организаций;

– финансовую поддержку и страхование экспорта, упрощенный доступ к кредитным ресурсам и налоговое кредитование;

– создание условий для доступа МСП к материально-техническим ресурсам, в т.ч. формирование рынков местного сырья;

– содействие повышению компетенции специалистов МСП по вопросам ВЭД и улучшение доступа к информационным ресурсам путем создания информационно-справочных систем для дистанционного обучения и консалтинга;

– оказание поддержки МСП в продвижении товаров и услуг на внешние рынки через участие в международных выставках и ярмарках;

– развитие государственно-частного партнерства в вопросах развития производственных мощностей и др.

Хотя создается впечатление, что не все чиновники готовы к серьезным переменам. Несколько разочаровало недавнее заседание Межведомственного совета по развитию экспорта, на котором мы не почувствовали со стороны представителей областей поддержки инициатив союза. Общий посыл — мол, у нас и так все хорошо с экспортом. Но возникает вопрос: если все так хорошо, то почему в стране разразился валютный кризис, почему потребовалась серьезная девальвация, потянувшая за собой целый ворох проблем в экономике? Видимо, все-таки настало время пересмотреть некоторые прежние стандарты работы с экспортерами и более внимательно отнестись к потенциалу малого и среднего бизнеса.

Георгий БАДЕЙ,председатель правления БСПН им.М.Кунявского



Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях