$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Парадоксы антикоррупционной стратегии

17.05.2016

Коррупция мешает проведению бюджетной и денежно-кредитной политики, ослабляет финансовый надзор и наносит ущерб всестороннему росту, говорится в выпущенном МВФ документе «Коррупция: потери и стратегии противодействия». По мнению авторов исследования, решительно сокращая масштабы коррупции, страны могут добиться большей экономической стабильности и стимулировать рост и развитие. Единых рецептов здесь не существует, но фонд сформулировал несколько общих рекомендаций. Полагаем, что они весьма актуальны и для Беларуси.

Коррупция в государственных органах, которая определяется как злоупотребление государственной должностью для извлечения личной выгоды, поражает страны, находящиеся на всех этапах развития. Перед правительствами стоит задача по принятию надлежащих мер в ответ на растущую обеспокоенность граждан по поводу высокого уровня коррупции, о которой свидетельствуют недавние скандалы в целом ряде стран.

«Прямые экономические издержки коррупции хорошо известны. Но косвенные издержки могут быть еще более масштабными и деструктивными, приводя к низким темпам роста и увеличению неравенства доходов, – отметила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. – Кроме того, коррупция оказывает более широкое разрушительное воздействие на общество. Она подрывает доверие к государственным органам и размывает этические нормы у частных лиц».

По последним данным, ежегодные издержки от взяточничества оцениваются на уровне примерно 1,5–2 трлн. USD (около 2% мирового ВВП). Возможно, экономические и социальные издержки коррупции еще более масштабны, полагают в МВФ, поскольку коррупция имеет несколько пагубных последствий для экономического роста.

Во-первых, она ослабляет способность государства мобилизовать доходы и выполнять свои ключевые функции. Подтачивая традиции соблюдения норм, коррупция увеличивает масштабы уклонения от налогов. Например, если граждане считают, что налоговые льготы предоставляются произвольным образом, у них теряются стимулы платить налоги. В результате падают доходы бюджета и качество государственных услуг, теряются перспективы роста, считают в МВФ. Напомним, у нас в п. 4 ст. 43 Общей части НК прямо указывается, что «льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь». Если следовать логике МВФ, то льготы, представляемые отдельным компаниям в рамках реализации каких-либо инвестпроектов, не только являются потенциально «взяткоемкими», но и провоцируют налоговое неравенство и, соответственно, желание минимизировать отчисления в бюджет любыми способами, в т.ч. в обход закона.

Во-вторых, коррупция повышает издержки в процессе госзакупок, что негативно сказывается на размере и качестве госрасходов. Денежные сред­ства могут также выводиться через внебюджетные операции. В результате, как полагают в МВФ, происходит сокращение объема ресурсов, которые могут быть использованы для государственных инвестиций и других приоритетных расходов, что мешает развитию инфраструктуры и росту экономики.

В-третьих, при уменьшении госрасходов страны нередко начинают больше полагаться на финансирование со стороны центральных банков, что грозит ростом инфляции. При этом коррупция также ослабляет финансовый надзор и стабильность финансовой системы. Это обу­словлено некачественной пра­ктикой кредитования и регулирования, а также слабым бан­ковским надзором. Возможно, такой опасности у нас удастся избежать благодаря новым правилам финансирования из бюджета на конкурсной основе в соответствии с постановлением Совмина от 29.04.2016 № 347 (см. «ЭГ» № 34 от 6.05.2016 г.). Остается узнать, как эти нормы будут реализованы на практике.

КОРРУПЦИЯ может даже увеличивать стоимость заемных средств, поскольку кредиторы учитывают в процентах коррупционную составляющую, предупреждает МВФ. При этом частные компании сталкиваются с повышенной неопределенностью, а коррупция становится барьером для выхода на рынок новых игроков. Ресурсы направляются не на производительную деятельность, а на погоню за рентой. Можно лишь гадать, насколько такие риски увеличивают и без того неподъемно высокие ставки по кредитам в Беларуси.

Не менее значимыми могут быть социальные и экологические издержки. Сокращение ассигнований на социальные программы и вызванные кор­рупцией потери ресурсов сдер­живают накопление человеческого капитала. Наряду с этим ослабление природоохранных требований и неудовлетворительный контроль за их исполнением приводят к росту загрязнения окружающей среды и наращиванию добычи природных ресурсов. В экстремальных случаях системная коррупция может порождать политическую нестабильность и конфликты. Высказывается мнение о том, что обилие природных ресурсов может еще больше усугублять данную тенденцию.

ХОТЯ в документе признается, что единого рецепта для всех стран не существует, решающее значение может иметь комплексный подход. Краткосрочные меры, имеющие более быстрый эф­фект, должны дополняться превентивными шагами и строгим правоприменением. Для директивных органов в документе исходя из опыта МВФ в разработке и проведении экономических реформ приводятся практические рекомендации. Они включают 4 основных компонента.

Прозрачность – непременное условие борьбы с коррупцией. МВФ советует странам принять международные стандарты прозрачности в налогово-­бюджетной и финансовой сферах. При этом особое значение имеет транспарентность добывающих отраслей, учитывая их относительно высокую долю в экономике многих стран. Кроме того, фонд рекомендует правительствам поддерживать между­народные стандарты прозрачности в вопросах соб­ственности предприятий.

Важнейшую роль в изобличении коррупционной практики играет свободная пресса, под­черкивается в документе.

Принцип верховенства права должен подкрепляться реальной угрозой судебного пре­следования на правонарушения. Контроль за соблюдением норм должен распространяться и на частный сектор. В некоторых случаях должны создаваться новые специализированные институты, если существующие – оказались поражены кор­рупцией. Для сведения к минимуму практики легализации коррупционных доходов следует иметь эффективную систему противодействия отмыванию денег.

Чрезмерное регулирование, создающее источники ренты, которые распределяются по усмотрению государственных должностных лиц. В МВФ полагают, что оно должно быть ликвидировано. Сокращение и упрощение регулирования – краеугольные камни действенных стратегий по борьбе с коррупцией. Вместе с тем важно сначала создать надлежащие институциональные рамки и лишь затем начинать процесс отхода от контролируемых государством монополистических рынков. Это особенно важно для стран Восточной Европы с формирующимся рынком, отмечается в докладе. Надо полагать, для Беларуси это тоже вполне актуально.

Четкая законодательная база. Впрочем, как бы она ни была хороша, законы бесполезны, если не реализуются на практике. А реализация, в свою очередь, зависит от эффективности институтов. Поэтому одна из ключевых задач, по мнению МВФ, подготовка компетентных должностных лиц, независимых «как от частных сил, так и от политического вмешательства, и испытывающих гордость за свою независимость».

Еще одной важнейшей пред­посылкой является лидерство. Лидеры должны подавать лич­ный пример другим и обеспечивать при необходимости принятие решительных мер, считают в МВФ. Однако при этом возникает ряд парадоксов. Так, с одной стороны, все признают необходимость ужесточения антикоррупционных законов. Но, с другой – либерализация законодательства в некоторых сферах способна ограничить возможности для взяточничества и расширить возможности для роста деловой активности. Тем не менее там, где чиновникам дается свобода действий по утверждению экономической деятельности, существует риск злоупотреблений. Выход видится в создании баланса законодательства и практики, усилении контроля над государством со стороны гражданского обще­ства, увеличении роли независимых СМИ.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ