Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Глобализация
05.04.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Панама накрывает коррупцию

Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал 3 апреля пресс-релиз о расследовании, в котором фигурируют данные о сделках и оффшорных счетах 12 действующих и бывших мировых лидеров, 128 политиков, официальных лиц и знаменитостей, 29 миллиардерах из списка Forbes.

Опубликованные данные стали результатом расследования, которым более года занимались около 370 журналистов из 76 стран, в т.ч. члены ICIJ, газеты Sueddeutsche Zeitung (ФРГ) и десятков других изданий. В их распоряжение попали около 11,5 млн. документов за 1977–2015 гг., свидетельствующих об участии в теневых операциях ведущих мировых политиков, бизнесменов, наркоторговцев, спортсменов и актеров. В частности, упоминаются президенты России, Украины и Азербайджана, лица из их окружения, король Саудовской Аравии Салман, премьер-министры Исландии и Пакистана, родственники председателя КНР Си Цзиньпина, высокопоставленные чиновники FIFA и т.д.

ICIJ – это международная некоммерческая организация, в которую входят журналисты, специализирующиеся на расследованиях, в т.ч. в сфере экономических преступлений. На этот раз «улов» ICIJ стал возможен благодаря утечке данных из юридической компании Mossack Fonseca. Эта фирма, широко известная в узких кругах, имеющая филиалы в Цюрихе, Майами, Гонконге и еще 35 городах по всему миру, уже не раз попадала в поле зрения СМИ и судебных органов разных стран. Ее сотрудники фигурировали в громких коррупционных процессах в США, Германии и Бразилии в связи с созданием подставных корпоративных структур и схем отмывания денег, вывода капитала, уклонения от налогов и сокрытия конечных владельцев активов. Клиентами Mossack Fonseca, по данным ICIJ, были не только известные лица – политики и бизнесмены, – но и лидеры криминальных структур, в т.ч. мексиканских наркокартелей.

В докладе ICIJ, в частности, утверждается, что люди «из близкого окружения» президента РФ Владимира Путина перевели через оффшорные компании по меньшей мере 2 млрд. При этом согласно представленным ICIJ документам с помощью различных тайных операций устанавливалось скрытое влияние в медиа- и автомобильном бизнесе в России. Интересно, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заранее еще 28 марта предупредил о подготовке «информационного вброса» на российское руководство.

ВОСКРЕСНЫЙ релиз – только начало масштабной антикоррупционной компании, начатой ICIJ. В начале мая консорциум намерен опубликовать полный список из 214 488 оффшорных компаний, связанных с людьми более чем в 200 странах, информация о которых есть в добытых журналистами документах. Кстати, Панама значится в перечне оффшорных зон, утвержденном Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353, и одновременно – среди «новых перспективных рынков», которые белорусским экспортерам рекомендовано осваивать в соответствии с постановлением Совмина от 24.12.2014 № 1239.

Не секрет, что вывод незаконно полученных капиталов в оффшорные юрисдикции широко распространен в мире. Некоторые страны и территории превратили подобные услуги в основной способ заработка, предлагая всем желающим «тихую гавань», до которой не доберутся правоохранительные органы. Обычно, чтобы зарегистрировать компанию, в большинстве оффшорных зон нужно обратиться к регистрационному агенту. Он от своего имени подает документы на регистрацию компании, хранит реестр директоров и совладельцев, оказывает ряд сопутствующих услуг: от предоставления номинального директора и оформления различных договоров и актов до консультаций по налоговой минимизации, переводу денег и переоформлению имущества, а также посредничеству в реализации таких схем. Подобные услуги оказывала и компания Mossak Fonseca. Она, по данным ICIJ, регулярно предлагала клиентам оформлять документы задним числом, чтобы обеспечить уклонение от уплаты налогов. Перенос даты на один месяц обходился недорого: всего по 8,75 USD. Правда, теперь компания отрицает обвинения в создании корпоративных структур для сокрытия их реальных владельцев и уверяет, что оформление документов задним числом – обычная и широко применяемая практика.

ТАКАЯ практика неплохо известна и многим белорусским специалистам. Ведь оформленные нужным числом, к примеру, акт сдачи-приемки консультационных услуг, лицензионный договор или заем вполне могут «закрыть» необходимую часть затрат, чтобы снизить налогооблагаемую прибыль. Правда, в последнее время подобные операции несколько затрудняют нормы законодательства, ограничивающие отнесение процентов по долговым обязательствам и отдельных видов расходов к затратам, учитываемым при налогообложении, а также возможности манипуляций с трансфертными ценами. Но эффект применения этих норм ослабляется из-за затруднений с выявлением взаимозависимых лиц, участвующих в подобных операциях. Поэтому в мировой практике используются такие методы, как повышенное налогообложение операций с компаниями-нерезидентами, по которым не раскрывается информация о конечном бенефициаре, а также дополнительные меры контроля потенциально коррупционных сделок.

Скажем, в Беларуси государственные должностные лица не вправе принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами (ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией»). Аналогичные нормы имеются и в законодательствах других стран, в т.ч. России. В рекомендациях FATF содержатся специальные положения по выявлению сделок с участием politically exposed person (PEP) – политиков и их близких. Но на практике сделать это довольно сложно, особенно если между посредниками и номинальными исполнителями и высокопоставленными чиновниками нет прямых признаков аффилированности. А потому независимые журналистские расследования, вроде тех, которые проводит ICIJ, могут очень помочь правоохранительным органам в борьбе с коррупцией и уклонением от уплаты налогов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений