$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Падение логистики

08.07.2016

В очередном рейтинге эффективности логистики, составленном Всемирным банком, Беларусь заняла 120 место, опустившись на 21 строчку.

Индекс эффективности логистики – LPI (Logistics Performance Index) – оценивает легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. Он составляется Всемирным банком каждые 2 года по 160 странам и складывается из 6 факторов: эффективности таможни, качества инфраструктуры, простоты организации международных перевозок, компетенции в логистике, возможности отслеживания грузов и соблюдения сроков поставок.

При расчете оценок используются 2 источника информации: всемирный опрос 1200 специалистов по логистике из экспедиторских компаний и служб экспресс-доставки, предоставивших отзывы о странах, в которых они работают и с которыми они торгуют, а также количественные данные об эффективности ключевых элементов цепи поставок (время, издержки и необходимые процедуры для импорта и экспорта товаров).

По оценке Всемирного банка, темпы повышения эффективности логистики в наименее развитых странах мира замедлились впервые с 2007 г., в то время как страны с развивающейся экономикой, реализующие ком­плексные инициативы, продолжают повышать эффективность логистики.

В результате самая эффективная логистика зафиксирована Всемирным банком в Германии. Следом идут Люксембург, Швеция, Нидерланды, Сингапур, Бельгия, Австрия, Великобритания, Гонконг и США. Из постсоветских стран наилучших результатов добились Литва – 29 место, Эстония – 38, Латвия – 43. С большим отрывом идут все остальные: Казахстан – 77, Украина – 80, Молдова – 93, Россия – 99 место, Грузия – 130, Туркменистан – 140, Армения – 141, Кыргызстан – 146, Таджикистан – 153. Вместе с ним рейтинг замыкают Афганистан, Зимбабве, Лаос, Лесото, Сьерра-Леоне, Экваториальная Гвинея, Мавритания, Сомали, Гаити и Сирия.

Беларусь набрала в этом голу 2,4 балла, как и Узбекистан, Ямайка, Тринидад и Тобаго, что позволило занять лишь 120 общее место. В частности, по эффективности работы таможенных органов мы набрали 2,06 балла (136 место), качеству инфраструктуры – 2,1 (135-е), простоте перевозок – 2,62 (92-е), компетенции – 2,32 (125-е), отслеживанию – 2,16 (134-е), по срокам – 3,04 (96 место). Получается, что за время реализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249, позиции нашей страны в рейтинге ВБ резко ухудшились. Если в 2007 г. мы занимали 74 место, то в 2012-м – 91, в 2014-м – 99-е.

Глобальная торговля зависит от логистики, а эффективность организации страной импорта и экспорта товаров определяет потенциал ее экономического роста и ее конкурентоспособность в мировой экономике, отмечается в докладе ВБ. Страны с эффективной логистикой способны без труда обеспечивать компаниям доступ на внутренние и международные рынки при помощи надежных цепей поставок. Страны с низкой эффективностью логистики вынуждены нести в этой сфере высокие затраты времени и денег, что существенно подрывает их конкурентоспособность.

«Эффективность логистики как в международной, так и во внутренней торговле имеет ключевое значение для экономического роста и конкурентоспособности стран, – заявила Анабель Гонсалес, старший директор Центра глобальной практики Группы Всемирного банка в области торговли и конкурентоспособности. – Эффективная логистика обе­спечивает людям и компаниям доступ к рынкам и возможностям, помогает достичь более высоких уровней производительности и благополучия. К сожалению, разрыв в показателях эф­фективности логистики ме­жду богатыми и бедными странами сохраняется, и тен­денция к по­степенному сближению, наб­людавшаяся в период 2007–2014 гг., сменилась на противоположную в случае стран с наихудшими показателями эффективности логистики».

А знаете ли вы, что 94% товаров, импортируемых в Германию, отвечают стандартам качества глобальных логистических операторов, в то время как в Боливии этим стандартам качества отвечают лишь 40% импортируемых товаров? Или, скажем, что при импорте товаров в Грузию торговцы имеют дело лишь с одним ведомством, в то время как на Мадагаскаре торговцы вынуждены иметь дело с десятью?

«Торговли без логистики не существует, а плохая логистика часто означает плохую торговлю, – отметил Чжао Хусян, президент Международной федерации экспедиторских ассоциаций. – Эффективность логистики предполагает интеграцию множества элементов на всем протяжении цепи поставок».

«Индекс эффективности логистики помогает лицам, определяющим экономическую политику, наглядно сравнить результаты своей страны и схожих с нею стран в области перемещения товаров между странами и налаживания связей с глобальными цепями поставок, – объясняет Жозе Гильерме Рейш, руководитель сектора торговой практики Департамента глобальной практики Группы Всемирного банка в области торговли и конкурентоспособности. – Благодаря LPI лица, определяющие экономическую политику, получают информацию о сферах, в которых необходимы улучшения, и убеждаются в важности создания цепей бесперебойных поставок».

Торговцы и поставщики логистических услуг по-прежнему серьезно озабочены вопросом надежности цепей поставок. В 30 странах с наивысшими рейтинговыми показателями LPI лишь приблизительно 1 из 10 партий товаров не отвечает принятым там критериям качества. В странах, занимающих последние 30 строчек рейтинга, этим стандартам не соответствует почти треть товаров.

Эффективность логистики зависит не только от уровня доходов, считают в ВБ. Бесперебойность трансграничных поставок товаров может напрямую зависеть от стремления проводить реформы и внедрять передовую практику и политику. Однако более чем скромные позиции в рейтинге LPI стран ЕАЭС (кроме, пожалуй, Казахстана) заставляют задуматься о том, как влияет на эффективность логистики и транзитный потенциал евразийская интеграция.

Для большинства развивающихся стран инфраструктура продолжает играть важную роль в обеспечении основ взаимосвязи и доступа к выходам на рынки. Об улучшении инфраструктуры сообщили участники опроса, представляющие все группы стран в разбивке по уровню дохода. Тем не менее темпы ее улучшения в странах, расположившихся в нижнем квинтиле рейтинга, намного медленнее, чем в странах, лидирующих в этом рейтинге. Вне зависимости от уровня доходов страны специалисты по логистике больше всего удовлетворены состоянием инфраструктуры ИКТ и менее всего – состоянием железнодорожной инфра­структуры.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА