$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

ОЖИДАЕМ БЛАГОПРИЯТНЫЙ СЕЗОН©

16.03.2012

В прошлом году отечественные турфирмы столкнулись с рядом трудностей, обусловленных общей экономической ситуацией в стране. Это сказалось на объеме рынка туристических услуг, который, по некоторым оценкам, сократился едва ли не на треть. О тенденциях в сфере туризма «ЭГ» рассказал директор одной из старейших отечественных туристических компаний страны ООО «Ростинг» Михаил КАПЦЕВИЧ.

 

— Михаил Вячеславович, 2011 г. оказался для белорусских туристических компаний очень напряженным прежде всего из-за сложностей с покупкой валюты. Кроме того, заметно снизился платежеспособный спрос населения. Как удалось выжить в столь непростых условиях?

 

— Безусловно, минувший год был для туризма тяжелым. Названные вами проблемы на самом деле сказались на динамике продаж и рентабельности бизнеса. Но отечественные турфирмы спасло то, что в последнее время заметно изменились наши клиенты. Как и на Западе, многие белорусы стали планировать отдых заранее, использовать возможности раннего бронирования. По ряду направлений за счет такой схемы было продано едва ли не треть всех туров. Скажем, турист в феврале 2011 г. оплатил свой тур на отдых в августе. Учитывая, как изменился за это время курс, выигрыш оказался весьма ощутимым: клиенты, во-первых, заплатили по курсу вдвое ниже, чем тот, который был летом, а, во-вторых, цены при раннем бронировании были на 30–40% ниже. Благодаря сравнительно большим объемам таких продаж, турфирмы удержались на плаву.

 

Конечно, в дальнейшем мы столкнулись с серьезными трудностями, особенно летом, когда объемы продаж резко «просели», но свои обязательства перед клиентами выполнили. Да, рентабельность существенно упала, в принципе, тут было не до прибыли, надо было сохранить репутацию и остаться на рынке. Здесь очень важна борьба за клиента, поскольку большинство из них очень тщательно выбирают турфирму. Все же тур — это не ужин в кафе, где, если не понравилось, встал из-за стола и перешел в другое заведение. На отдых люди тратят значительные суммы и при покупке тура ведут себя в основном весьма осмотрительно.

 

— Беларусь вступила в Таможенный союз, а с 2012 г. и в Единое экономическое пространство. Как это повлияет на туристический бизнес? Не опасаетесь ли вы прихода на наш рынок крупных российских игроков, которые составят конкуренцию нашим турфирмам?

 

— Эти игроки давно и прочно присутствуют на белорусском рынке, и с вхождением в ЕЭП в этом отношении ничего не изменилось. Так что никаких серьезных перемен мы здесь не ждем — они давно произошли. Известные крупные российские компании активно работают на нашем рынке уже не один год. К тому же у многих отечественных турфирм есть уже длительный опыт взаимодействия с ними.

 

— Недавно бурно обсуждалось банкротство российской компании «Ланта-тур Вояж». Эта история показала риски туристического бизнеса, от которых страдают прежде всего туристы...

 

— Скажу сразу, мы не работали с этой компанией. Но действительно, риски в этой сфере бизнеса достаточно высоки и зависят от многих факторов. Чтобы их минимизировать, надо очень тщательно подходить к выбору партнера, установить с ним доверительные отношения, постоянно отслеживать ситуацию на рынке туруслуг. Ведь тут нельзя отложить решение проблем на потом: люди отдыхают здесь и сейчас, должны приехать, поселиться и уехать в оговоренные сроки.

 

— Некоторые эксперты утверждают, что в минувшем году произошла смена направлений, которые предпочитают белорусские туристы, скажем, те, кто летал в Таиланд, выбрали более дешевый отдых в Египте. Так ли это?

 

— Не совсем. Как раз именно Египет и Тунис из-за сложной внутриполитической ситуации утратили былую популярность, продажи туров в эти страны заметно сократились. Тунис как направление белорусский турбизнес пока потерял. Некоторые наши соотечественники, которым нравится этот регион, предпочли ОАЭ, хотя это более дорогой отдых. Кстати, туда, как и в Таиланд, а также в Шри-Ланку рейсы выполняются хорошо зарекомендовавшей себя в нашей стране авиакомпанией Etihad Airways. Можно отметить и Израиль, но это пока не массовое направление и таковым оно, вероятно, в ближайшее время и не станет. Здесь качественный, но довольно дорогой отдых, скорее, он все же будет иметь индивидуальный характер и в перспективе. Правда, отмена визового режима, о которой в последнее время говорят, как и снижение цен на авиабилеты, могут увеличить объем продаж на этом интересном направлении.

 

— Как вы считаете, каковы перспективы белорусского турбизнеса в нынешнем сезоне?

 

— Полагаю, что они достаточно благоприятны. Мы ждем роста продаж. Сейчас на валютном рынке наступила стабильность, а это для нашего бизнеса очень важно. Кроме того, по данным Белстата, средняя зарплата в стране в последние месяцы несколько возросла. Значит, можно надеяться, что часть доходов белорусы потратят на отдых.

 

— А какие направления, с вашей точки зрения, будут лидировать в 2012 году?

 

— Полагаю, что по-прежнему у белорусов будет пользоваться спросом Турция, где большинство туристов привлекает система «все включено». Правда, тут возможен рост цен, но не столь значительный. Дело в том, что местные хотельеры выставляют для турецких принимающих компаний цены в лирах, а они нам — в долларах. Но турецкая лира в последнее время укрепляется, поэтому цены в долларах несколько растут.

 

Те, кто любят недорогой европейский отдых, возможно, предпочтут Болгарию. Это весьма стабильное направление. Сейчас туда можно ездить по шенгенской визе, а многократные шенгенские визы есть уже у многих путешествующих белорусов. Кстати, стоит отметить большие усилия посольства Болгарии в нашей стране по конструктивному сотрудничеству с турфирмами. И, конечно, мы ждем существенного роста от желающих отдохнуть в Греции: в континентальной части и на ее островах. Это направление в последнее время активно набирает объемы продаж на белорусском туристическом рынке.

 

— Но ведь там сейчас экономический кризис…

 

— Ну и что? Именно сейчас в кризис греческий турбизнес занял очень активную и гибкую позицию. Хотельеры дают значительные скидки при раннем бронировании, внедряют систему «все включено» и т.п. Хотя там эта система не столь актуальна. Можно взять только завтраки или пансион и прекрасно обедать или ужинать в греческих тавернах. Добавим сюда архитектурные и археологические достопримечательности, по которым организуются экскурсии.

 

— А каковы тенденции в белорусских регионах?

 

— В принципе те же. Но можно отметить, что, скажем, туристы из Гомеля предпочитают вылетать на отдых из Киева — так им ближе. Мы стараемся активизировать наше присутствие в регионах. Сейчас у нас 6 офисов в Минске, 5 — в других городах. Думаю, что туристический потенциал регионов будут постепенно увеличиваться.

 

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА