Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
03.10.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ответственность должна быть солидарной

При увольнении директора ОАО (в связи с истечением срока контракта) и главного бухгалтера (по собственному желанию) не были проинвентаризированы имущество и обязательства, а также документально не оформили прием-передачу дел новым директору (взятому ...

При увольнении директора ОАО (в связи с истечением срока контракта) и главного бухгалтера (по собственному желанию) не были проинвентаризированы имущество и обязательства, а также документально не оформили прием-передачу дел новым директору (взятому "со стороны") и главбуху (в лице заместителя главного бухгалтера). Последние приняли дела "устно", после увольнения предшественников. Материально ответственное лицо также уволилось по состоянию здоровья. Через три недели новая администрация провела инвентаризацию и предъявила претензию бывшим директору и главбуху в недостаче товарно-материальных ценностей. В данной ситуации:

-- кто несет ответственность за нарушения, допущенные в ходе приема-передачи дел?

-- несет ли ответственность бывшая администрация за отсутствие первичных учетных документов в период ее деятельности?

-- когда должны быть отражены в бухучете результаты проведенной инвентаризации?

-- вправе ли новое руководство задерживать выплату окончательного расчета бывшему под предлогом погашения возникшей недостачи ТМЦ?

-- можно ли "задним числом" уменьшить оклад уволившемуся главбуху?

Т. ТАТАРНИКОВА, г. Минск

Согласно новой редакции Закона от 2001-05-25г. "О бухгалтерском учете и отчетности" руководитель предприятия должен организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения (ст.6). А руководство бухучетом статьей 7 возложено на главного бухгалтера, непосредственно подчиненного руководителю. Главбух, являясь основным инициатором и исполнителем учетной политики организации, создает систему оформления хозяйственных операций первичными учетными документами, контролирует своевременность принятия их к учету. Эти и другие документы по учету и отчетности субъекты хозяйствования обязаны хранить в течение сроков, устанавливаемых Законом от 6.10.1994г. "О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь". Первичные учетные документы могут быть изъяты в соответствии с законодательством республики только органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой, судами, налоговыми органами и органами финансовых расследований на основании их постановлений. Главный бухгалтер или другое должностное лицо предприятия вправе в присутствии представителя органа, проводящего изъятие, снять с документов копии, а также с документа, являющегося основанием для изъятия. Операция оформляется актом с указанием даты изъятия (ст.9).

Таким образом, в бухгалтерии должны находиться абсолютно все необходимые по закону учетно-отчетные документы, в том числе первичные.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от нее главбуха оформляется актом (ст.7). Но этому важнейшему юридическому событию должен предшествовать не менее значимый юридический факт проведения инвентаризации имущества и обязательств. Актуальность данного требования усиливается тем, что директор и главбух увольнялись одновременно.

В соответствии со ст.12 Закона порядок проведения инвентаризации (их количество в отчетном году, сроки, перечень проверяемых имущества и обязательств и т.д.) определяется руководителем организации. Инвентаризация обязательна в том числе при смене руководителя и (или) материально ответственных лиц. При этом она должна быть проведена специально назначенной приказом руководителя предприятия комиссией и в строгом соответствии с требованиями Министерства финансов, изложенными в Методических указаниях от 5.12.1995г. N 54 (далее -- Указания).

Расхождения между фактическим наличием ТМЦ и данными бухучета фиксируются в установленном Указаниями порядке, доводятся до материально ответственных лиц. Результаты инвентаризации следует отразить в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена. После выяснения причин возникновения недостач и конкретных виновников руководитель принимает решение об их списании либо за счет виновных должностных лиц, либо за счет отнесения на финансовые результаты. Качественно проведенная инвентаризация позволит успешно завершить прием-передачу дел в установленном порядке (по акту) как главбуху, так и директору. Таковым должен был быть правовой алгоритм действий вновь назначенной и бывшей администраций, исключающий возникновение какой-либо коллизионной ситуации.

Но ОАО избрало путь, существенно отличающийся от вышеизложенного. Поэтому возникла необходимость рассмотреть поставленные читателем вопросы через призму допущенных администрациями нарушений действующего законодательства РБ, влекущих конкретную административную и (или) материальную ответственность тех или иных должностных лиц и даже самого ОАО.

Так, нарушение, допущенное бывшим директором, выразившееся в "формальной" передаче дел как им самим, так и главным бухгалтером, является основополагающим в цепи нарушений ответственных должностных лиц ОАО. За ненадлежащую передачу дел главбухом и отсутствие необходимой учетной документации, повлекшие конкретный ущерб, директор может быть привлечен к материальной ответственности согласно уставу общества и п.2 ст.403 Трудового кодекса. Так как он на день предъявления имущественной претензии со стороны ОАО уже не состоял в трудовых отношениях с обществом, то взыскание ущерба с него возможно лишь в судебном порядке (подп."а" п.6 постановления пленума Верховного суда от 2002-03-26г. N 2). Данная ответственность наступает только в случае невозмещения вреда непосредственными причинителями и является дополнительной (п.17 постановления). К административной ответственности бывший директор может быть привлечен уполномоченными на то госорганами в сроки, установленные п.2 или п.5 ст.7,8 КоАП, в зависимости от квалификации органом, налагающим взыскание, указанного читателем правонарушения по статьям 12.1 и (или) 13.5 КоАП.

Аналогичная материальная и административная ответственность предусматривается и для главного бухгалтера. С той лишь разницей, что он в большей мере отвечает за отсутствие необходимых учетных документов по ст. 12.1 КоАП, а если это повлекло за собой нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, то и (или) по ст. 13.5 КоАП.

При этом общим условием наступления материальной ответственности является соответствие деяний бывших директора и главбуха требованиям ст.400 ТК, а административной ответственности -- соответствие совершенного правонарушения статье 3.1 КоАП.

Кроме того, если одно из вышеперечисленных должностных лиц будет привлечено к административной ответственности по статье 13.5 КоАП, то на данное ОАО может быть наложено административное взыскание -- штраф в размере до 120 базовых величин.

Следовательно, формальное отношение уволившихся директора и главбуха к исполнению императивных (обязательных) для них норм права может привести к серьезным материальным издержкам как в отношении лично их, так и ранее возглавляемого ими ОАО.

Оценивая юридические действия нового директора ОАО, необходимо отметить следующее. Формальное принятие должности и неправомерные действия по окончательному расчету могут повлечь применение к нему материальной ответственности со стороны собственника (уполномоченного органа) как непосредственно, так и в качестве регресса за нанесенный прямой ущерб вследствие не обнаруженной им во время приема-передачи дел недостачи ТМЦ и за имущественный ущерб, нанесенный обществу неправомерными действиями по увольнению и окончательному расчету бывших директора и главбуха, а также за штрафные санкции, примененные в административном порядке к ОАО. Иными словами, собственник общества вправе применить к новому директору нормы солидарной ответственности, предъявляемые к бывшему директору в части недостачи ТМЦ. Дополнительно возможно возмещение издержек, связанных со штрафными санкциями со стороны уволившихся директора и главбуха за неправомерное осуществление их окончательного расчета, а также суммы административного штрафа, возложенного на само ОАО. Тем более что новый директор находится в трудовых отношениях с обществом и вопрос взыскания материальной ответственности не требует дополнительных организационно-правовых затрат со стороны собственника. Аналогично на него может быть возложена административная ответственность по вышеперечисленным статьям, так как бывший директор обязан был сдать дела по акту, а новый руководитель -- принять их по акту (естественно, с обязательным проведением инвентаризации) и никак иначе.

Таким образом, бывшие директор и главбух могут быть привлечены к материальной ответственности за обнаруженную после их увольнения недостачу ТМЦ исключительно в судебном порядке. Эта ответственность должна носить дополнительный характер в части, не погашенной непосредственным виновником. Факт недостачи следует подтвердить документально оформленным результатом инвентаризации с обязательным ее отражением в бухучете общества. В противном случае не будет реальных оснований для привлечения к ответственности. Окончательный расчет уволенным директору и главбуху нужно было выплатить в день увольнения (ст.77 ТК), за исключением оспариваемых сумм, непосредственно указанных в приказе об увольнении. В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении средств вышеуказанные лица вправе взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки. Наниматель также не вправе "задним числом" изменять (уменьшать) оклад бывшему главному бухгалтеру (ст.65 ТК). В случае непривлечения судом уволившихся директора и главбуха к материальной ответственности из-за отсутствия необходимых на то оснований у них возникает реальная возможность не только привлечь ОАО в лице директора к возмещению морального вреда (ст.152 ГК), но и потребовать опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство в трудовом коллективе в общегражданском порядке (ст.153 ГК).

Итог таков: правовой нигилизм ответственных должностных лиц организации способен породить истинную "бурю в стакане воды".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений