Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
03.10.2008 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ответим мультибрэндом

на нано-взрыв российского легпрома

Традиционный осенний «смотр сил» легпрома Беларуси состоится на следующей неделе. 7 октября сразу на двух демонстрационных площадках ВК «Белэкспо» (Минск, пр. Победителей, 14, ул. Я. Купалы, 27) откроется 23-я международная специализированная выставка-ярмарка «Белтекслегпром-осень».

Будут и гости. Самая большая группа — из ОАО «Рослегпром». Сегодня это одна из самых серьезных бизнес-ассоциаций, отстаивающая интересы более 400 предприятий отрасли Российской Федерации, дислоцированных на территории от Владивостока до Смоленска.

Какова расстановка сил на рынке легкой промышленности России — стране, которая была и остается главным магнитом белорусского экспорта? Оценить ситуацию в отрасли и на прилавках соседней страны корреспондент «ЭГ» попросил первого заместителя председателя ОАО «Рослегпром» Александра Круглика, который еще недавно в беседе с нашим корреспондентом сетовал на то, что российская легкая промышленность стала «разменной монетой» в игре за вступление России в ВТО, «Мы ждем от государства хороших правил игры на внутреннем рынке. Раз оно — «сторож», пусть охраняет рынок и отечественного производителя!». С того времени прошло несколько месяцев. Кавказский конфликт отодвинул момент вступления России в ВТО, и легкая промышленность, воспрянув духом, занялась техперевооружением. А.Круглик так отмечает новую расстановку сил на рынке легкой промышленности России:

— В последние месяцы ситуация стала меняться. Значительно уменьшился серый импорт, которым были завалены вещевые рынки. Официальный импорт товаров легкой промышленности увеличился вдвое. Причина — сокращение на 30% таможенных пошлин на одежду, обувь. Но война между импортерами и производителями продолжается. Конкуренция остается жесткой, хотя уже более честной. Приходится больше соперничать с зарубежными товарами, легально завозимыми в РФ. Хотя позиции и количество нелегального завоза еще достаточно велики, но его доля упала с 70% до 50%.

Ситуация в отрасли остается сложной. Динамика отпускных цен предприятий существенно отстает от той, которую демонстрируют цены производителей промпродукции в целом и рост инфляции, вынуждая местные фабрики и заводы оставлять большую часть маржи торговле. Чтобы помочь российским производителям упрочить позиции на внутреннем рынке, Госсовет РФ в июне приступил к выработке механизма поддержки легкой промышленности.

Такой интерес не случаен. Как подчеркнул министр промышленности и торговли Виктор Христенко, по уровню потребления продукция легкой промышленности уступает только продовольственным товарам, намного опережая рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и других товаров. Вклад легкой промышленности в общий объем промышленного производства России пока составляет порядка 1%.

Однако, что касается рынка товаров — там расклад сил иной. В 2007 г. оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил 1,6 трлн. RUB, из них 50% составил незаконно ввезенный товар. Доля собственного производителя на рынке товаров легпрома потянула на 20-25%. Только рынок тканей контролируется на 70% российскими компаниями.

Правительство заявило об увеличении субсидирования процентных ставок по кредитам на производство и закупку сырья, материалов, техническое перевооружение отрасли. Приступило к разработке программы привлечения инвестиций в текстильную и швейную промышленность, направленной на техперевооружение и модернизацию, включая скромные проекты мини-фабрик и цехов по пошиву. В том числе с привлечением бюджетных инвестиций и региональных мер, стимулирующих частных инвесторов.

Предпринимаемые российским правительством меры сделают рынок более цивилизованным, привлекательным для инвестиций в производство и новые магазины, считают эксперты. Учитывая устойчивый рост реальных доходов населения, рост спроса, по прогнозу, к 2012 г. рынок товаров легкой промышленности РФ может составить 3-3,5 трлн. RUB. Уже сейчас в России сформировался круг предприятий крупного бизнеса, определяющего техническую, ассортиментную, инвестиционную политику в отрасли. Как считает В.Христенко, отрасль должна стать «полигоном для внедрения инноваций» — за счет использования передовых зарубежных технологий и внедрения отечественных разработок (в т.ч. нано-технологий). Они рассчитывают на удвоение объема производства в течение 5-7 лет, рост его рентабельности до 8-15%, импортозамещение и рост экспорта продукции в 2-2,5 раза.

Параллельно с построением защиты внутреннего рынка от незаконного товарооборота россияне намерены развивать современные товаропроводящие сети.

Это нужно учитывать и белорусам.

— Для ваших предприятий хорошей стартовой площадкой на российский рынок являются такие выставки, как «Белтекслегпром», а также организуемые Рослегпром федеральные оптовые ярмарки, — считает А. Круглик. — Уже сейчас белорусы хорошо представлены в России. Жители нашей страны знают и с удовольствием приобретают продукцию «Белвест», «Отико», «Сивельга», «Милавица». Несмотря на конкуренцию, между отраслями РБ и РФ установлены хорошие партнерские отношения, в основе которых лежат и серьезные кооперационные связи.

На рынке России могут найти место и новые экспортеры. Но только в том случае, если они будут предлагать конкурентоспособную продукцию, изготовленную по современным технологиям, модную. Если будут использовать эффективные маркетинговые стратегии завоевания полок и кошельков покупателей. Наиболее приемлемые из них три. Во-первых, освоение уже имеющихся российских магазинов, затем — открытие собственных. И третий путь — создание мультибрэндовых торговых форматов. У третьего пути все больше почитателей. И это закономерно. Например, имея средства на один магазин, объединив капиталы с партнером, работающим в одной нише, можно открыть два торговых объекта, во столько же раз увеличив приток покупателей.
Россиянам нравится продукция белорусских предприятий. Даже известный модельер Слава Зайцев (см. фото) не прочь прикупить белорусский товар для своих коллекций.
 
Тамара МАРКИНА
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by