Ответим мультибрэндом
на нано-взрыв российского легпромаТрадиционный осенний «смотр сил» легпрома Беларуси состоится на следующей неделе. 7 октября сразу на двух демонстрационных площадках ВК «Белэкспо» (Минск, пр. Победителей, 14, ул. Я. Купалы, 27) откроется 23-я международная специализированная выставка-ярмарка «Белтекслегпром-осень».
Будут и гости. Самая большая группа — из ОАО «Рослегпром». Сегодня это одна из самых серьезных бизнес-ассоциаций, отстаивающая интересы более 400 предприятий отрасли Российской Федерации, дислоцированных на территории от Владивостока до Смоленска.
Какова расстановка сил на рынке легкой промышленности России — стране, которая была и остается главным магнитом белорусского экспорта? Оценить ситуацию в отрасли и на прилавках соседней страны корреспондент «ЭГ» попросил первого заместителя председателя ОАО «Рослегпром» Александра Круглика, который еще недавно в беседе с нашим корреспондентом сетовал на то, что российская легкая промышленность стала «разменной монетой» в игре за вступление России в ВТО, «Мы ждем от государства хороших правил игры на внутреннем рынке. Раз оно — «сторож», пусть охраняет рынок и отечественного производителя!». С того времени прошло несколько месяцев. Кавказский конфликт отодвинул момент вступления России в ВТО, и легкая промышленность, воспрянув духом, занялась техперевооружением. А.Круглик так отмечает новую расстановку сил на рынке легкой промышленности России:
— В последние месяцы ситуация стала меняться. Значительно уменьшился серый импорт, которым были завалены вещевые рынки. Официальный импорт товаров легкой промышленности увеличился вдвое. Причина — сокращение на 30% таможенных пошлин на одежду, обувь. Но война между импортерами и производителями продолжается. Конкуренция остается жесткой, хотя уже более честной. Приходится больше соперничать с зарубежными товарами, легально завозимыми в РФ. Хотя позиции и количество нелегального завоза еще достаточно велики, но его доля упала с 70% до 50%.
Ситуация в отрасли остается сложной. Динамика отпускных цен предприятий существенно отстает от той, которую демонстрируют цены производителей промпродукции в целом и рост инфляции, вынуждая местные фабрики и заводы оставлять большую часть маржи торговле. Чтобы помочь российским производителям упрочить позиции на внутреннем рынке, Госсовет РФ в июне приступил к выработке механизма поддержки легкой промышленности.
Такой интерес не случаен. Как подчеркнул министр промышленности и торговли Виктор Христенко, по уровню потребления продукция легкой промышленности уступает только продовольственным товарам, намного опережая рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и других товаров. Вклад легкой промышленности в общий объем промышленного производства России пока составляет порядка 1%.
Однако, что касается рынка товаров — там расклад сил иной. В 2007 г. оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил 1,6 трлн. RUB, из них 50% составил незаконно ввезенный товар. Доля собственного производителя на рынке товаров легпрома потянула на 20-25%. Только рынок тканей контролируется на 70% российскими компаниями.
Правительство заявило об увеличении субсидирования процентных ставок по кредитам на производство и закупку сырья, материалов, техническое перевооружение отрасли. Приступило к разработке программы привлечения инвестиций в текстильную и швейную промышленность, направленной на техперевооружение и модернизацию, включая скромные проекты мини-фабрик и цехов по пошиву. В том числе с привлечением бюджетных инвестиций и региональных мер, стимулирующих частных инвесторов.
Предпринимаемые российским правительством меры сделают рынок более цивилизованным, привлекательным для инвестиций в производство и новые магазины, считают эксперты. Учитывая устойчивый рост реальных доходов населения, рост спроса, по прогнозу, к 2012 г. рынок товаров легкой промышленности РФ может составить 3-3,5 трлн. RUB. Уже сейчас в России сформировался круг предприятий крупного бизнеса, определяющего техническую, ассортиментную, инвестиционную политику в отрасли. Как считает В.Христенко, отрасль должна стать «полигоном для внедрения инноваций» — за счет использования передовых зарубежных технологий и внедрения отечественных разработок (в т.ч. нано-технологий). Они рассчитывают на удвоение объема производства в течение 5-7 лет, рост его рентабельности до 8-15%, импортозамещение и рост экспорта продукции в 2-2,5 раза.
Параллельно с построением защиты внутреннего рынка от незаконного товарооборота россияне намерены развивать современные товаропроводящие сети.
Это нужно учитывать и белорусам.
— Для ваших предприятий хорошей стартовой площадкой на российский рынок являются такие выставки, как «Белтекслегпром», а также организуемые Рослегпром федеральные оптовые ярмарки, — считает А. Круглик. — Уже сейчас белорусы хорошо представлены в России. Жители нашей страны знают и с удовольствием приобретают продукцию «Белвест», «Отико», «Сивельга», «Милавица». Несмотря на конкуренцию, между отраслями РБ и РФ установлены хорошие партнерские отношения, в основе которых лежат и серьезные кооперационные связи.
Россиянам нравится продукция белорусских предприятий. Даже известный модельер Слава Зайцев (см. фото) не прочь прикупить белорусский товар для своих коллекций.