$

2.1226 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Ответ на СТО бед

23.04.2010

Значительная часть услуг отечественного автосервиса продолжает находиться в тени. И причина не только в жадности или нечестности бизнесменов. Преступать закон толкают объективные экономические факторы. Об этом говорили участники экспертного совещания, прошедшего на днях в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей (МССПиР).

Поводом для встречи представителей бизнеса и госструктур стали результаты проведенной Комитетом госконтроля проверки субъектов хозяйствования, оказывающих населению услуги автосервиса и реализующих автозапчасти. Как подчеркнул, открывая совещание, председатель МССПиР Владимир Карягин, обнародована действительно «вопиющая» информация. По оценке КГК, доля теневого объема услуг автосервиса, оказываемых юридическими лицами, превышает 50%. Только в 2009 г. потери бюджета из-за сокрытия выручки, неуплаты налогов и сборов составили около 55 млрд. Br. По материалам проверок более 400 субъектов хозяйствования возбуждено 58 уголовных дел, вынесено 46 запретов на оказание услуг автосервиса и реализацию запчастей.

Однако, как считают в МССПиР, для верной оценки ситуации важно, чтобы были услышаны сами предприниматели, фактически оказавшиеся перед выбором: уходить в тень или работать себе в убыток.

По словам директора ЧТУП «Новый подход» (г. Вилейка) Максима Горемыкина, сейчас легальный автосервис является низкооплачиваемым и малорентабельным. В оборудование, инструменты, техническую литературу, обучение персонала приходится вкладывать несоразмерно большие средства по сравнению с будущими доходами. «Более 70% владельцев автосервисов имеют долги, — отметил М.Горемыкин. — Особенно тяжелой оказалась нынешняя зима — практически весь автосервис сработал в минус». Хотя при этом, как констатируют в КГК, в 2009 г. через все каналы реализации было оказано услуг автосервиса на 525,6 млрд. Br — на 16,7% больше, чем в 2008 г., и почти в 2 раза, чем в 2006 г.

Всего в прошлом году в стране насчитывалось более 3 тыс. СТО, где трудились 28 тыс. специалистов. Весьма внушительная цифра. Вместе с тем одной из серьезных проблем легального автосервиса называют дефицит квалифицированных кадров, которым большинство владельцев СТО не могут предложить зарплату, адекватную уровню их подготовки. При стоимости нормо-часа 15–30 тыс. Br (в малых городах и поселках) она колеблется в пределах 500–800 тыс. Br в месяц. При этом рост стоимости норма-часа сделал бы услуги легальных СТО неконкурентоспособными по сравнению с теневиками, считает М.Горемыкин.

Среди других проблем, мешающих честной работе, предприниматели называют сложную систему налогообложения, ведения бухгалтерских документов, из-за чего приходится раздувать штат работников. Участники экспертного совещания считают, что для избежания излишних трат средств и времени в рамках частно-государственного партнерства необходимо реализовать поэтапный план развития автосервиса в Беларуси: перейти на заявительный принцип сертификации продукции и услуг, создать платный единый банк технической литературы, а также организовать современные обучающие курсы для работников СТО.

В ближайшее время более детальные предложения на этот счет сформулирует рабочая группа, созданная по итогам экспертного заседания МССПиР.

Андрей ЕВМЕНОВ