$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Отвернуть гайку обратно

05.09.2008

Даже в обширном море белорусского законодательства не часто встречаются нормативные акты, вызывающие столь бурный резонанс, как постановление Минэкономики от 27.07.2008 № 179. Ознакомившись с ним, сотни предпринимателей заявили, что вынуждены в ближайшем будущем свернуть или сократить свою работу в Беларуси. На помощь к ним пришли бизнес-союзы, приложившие максимум усилий, чтобы убедить чиновников в ошибочности принятого решения. Возможно, им удастся добиться определенных результатов. 3 сентября состоялось внеочередное заседание консультативно-координационного совещания деловых кругов с участием заместителя министра экономики В. К.  Адашкевича, заместителя министра торговли В. Л.  Драгуна, замдиректора Департамента ценовой политики, начальника управления по контролю за соблюдением цен и тарифов Минэкономики И. А.  Фомина, директора Департамента ценовой политики Минэкономики А. Ф.  Курильчика, заместителя начальника отдела методологии, анализа и прогнозирования цен Минэкономики Е. Г.  Гуляевой.

Представители предпринимательских союзов и их эксперты собрали столь же внушительную команду, а их аргументы были весьма убедительны. Пагубность последствий постановления № 179 не только для частного бизнеса, но и для всей экономики страны эксперты сравнивают с дефолтом 1998 г. И это не пустые слова.

Представители бизнес-сообщества за несколько дней успели проанализировать как возможность применения норм постановления, так и его последствия — как положительные, так и отрицательные.

Мнение «за»: опасная забота

По мнению первого вице-председателя ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Виктора Маргелова, к «плюсам» можно отнести следующее. На некоторое время (1-2 месяца) снизятся цены на многие импортные товары. Но лишь на малую часть — надолго. Это связано с реакцией рынка и невозможностью резкого прекращения выполнения контрактных обязательств. В краткосрочном периоде уменьшится ассортимент ввезенных товаров, а соответственно и официальная сумма потребительского импорта. За счет снижения цен на 1-2 месяца незначительно замедлится рост инфляции в стране.

Список попытался дополнить замминистра экономики Владимир Адашкевич. По его словам, постановление призвано защитить отечественные предприятия, задавленные конкуренцией импорта. «Причем это касается тех групп, которые мы производим сами и которые по качеству не уступают импортным. В частности, пиво, шоколад, овощи (морковь, лук репчатый, картофель)». Учитывая инновационную программу до 2010 г., согласно которой в Беларуси планируется появление 800 новых и модернизированных предприятий, создание барьеров для импортеров выглядит логично. Или они уйдут, или займутся производством. В качестве примера В.Адашкевич напомнил, как успешно удалось осуществить импортозамещение сигарет, убедив зарубежные корпорации вложить деньги в выпуск табачной продукции в Беларуси.

С другой стороны, по мнению замминистра, сегодня у нас слишком много оптовых посредников по отдельным группам товаров. Они-то и накручивают цены по всей сбытовой цепи, начиная от импортера и заканчивая розничной торговлей, в 3-4 раза. И постановление № 179 делает такие злоупотребления невозможными.

Но представители частного бизнеса сильно сомневаются в возможности воплощения этих идей в жизнь.

Мнение «против»: бывает и хуже

По оценке экспертов из числа частных бизнесменов, отечественные предприятия не только не получат каких-либо выгод, но наоборот, в самое ближайшее время столкнутся с новыми проблемами. Начнем с того, что импортеры сегодня готовы максимально быстро избавиться от имеющегося товара, распродав его по бросовым ценам. Но ограничение надбавки по сути должно снизить цены на импорт в долгосрочной перспективе. А это сразу сделает отечественную продукцию вообще неконкурентоспособной по цене! И доля белорусских товаров в розничном товарообороте, повышением которой столь озабочены чиновники, наоборот, снизится. Такой поворот событий сулит крах тем самым производителям, которых постановление № 179 должно защитить. По мнению экспертов, такой вариант развития более чем вероятен в торговле золотыми украшениями, где из-за отсутствия резерва рентабельности цены наших трех заводов «Эгрет», «Кристалл» и «Зико» окажутся более чем на 30% выше, чем у импортеров из РФ.

Также в среднесрочной перспективе прогнозируется резкое сокращение ассортимента официально завезенного импорта. Но потребность в нем никуда не денется. В итоге былую популярность обретут заграничные шоп-туры, несмотря на все существующие ограничения, расцветет «черный» рынок. За счет этого уже через 2-3 месяца розничный товарооборот организованной торговли может уменьшиться до 15%. На столько же увеличится вывоз валюты из страны, причем налоги от продажи этих товаров пойдут в бюджеты других государств.

Оптовики-импортеры вынуждены будут существенно (примерно на 10%) сократить рабочие места, уволив, по предварительной оценке, до 25 тыс. работников. Выступающие напомнили, что рентабельность розничной торговли более 10 лет остается на весьма низком (1% — в продовольственной и 2% — в непродовольственной группе) уровне. Именно импорт обеспечивал покрытие убытков от торговли социально значимыми и прочими отечественными товарами, причем отсрочка платежа, предоставляемая импортерами, позволяет нашей рознице выживать. К тому же, беря кредиты, они в свою очередь перекредитовывают магазины за свой счет. Лишившись этой финансовой поддержки, розничная торговля быстро уйдет «в минус». И если торговые сети и гипермаркеты спасут их зарубежные владельцы, то мелкие и средние магазины ждет разорение.

Серьезные потрясения ожидают динамично развивающийся рекламный рынок, на котором импортные заказы — основной источник доходов. Например, если на ТВ для отечественных предприятий скидки достигают 90%, то прибыль тем же государственным СМИ обеспечивают иностранные компании. Если же они утратят интерес к нашему рынку, то заказы значительно сократятся, что негативно скажется на многообразии информационного пространства. Так, международное коммуникационное агентство ZenithOptimedia, прогнозировавшее в 2008 г. рост затрат на рекламу примерно 15-20% при объеме рынка по итогам 12 месяцев 115 млн. USD, а к 2010 г. — до 160-170 млн. USD, может снизить оценку потенциала нашего рынка, который до этого занимал по темпам роста второе место в мире.

Импорт — дело тонкое

Согласно проведенным экспертами опросам, убытки вынудят до 80% предприятий-импортеров (в первую очередь малых и средних) закрывать либо сворачивать легальную деятельность.

В итоге неминуемо возникнут повсеместные перебои с товарами критического импорта. Например, 1 кг высококачественного кофе у производителей в Никарагуа стоит 2 USD, но в нашей стране купить его мелким оптом не удастся и по 2,6 USD. Если чиновники готовы обсуждать послабления по отдельным видам и группам товаров, то их ждет весьма внушительный список: от детской одежды ясельной группы до фруктозы и других продуктов для диабетиков и колоссальной номенклатуры инструментов и комплектующих для машиностроения. Не забудем и проблему осуществления гарантийных обязательств, которые, кстати, финансируются за счет той же торговой надбавки.

Крупные импортеры, чтобы продолжать бизнес в Беларуси, вынуждены будут сократить сбытовые сети (особенно вне Минска), штаты до 80% и освободить значительную часть занимаемых в регионах складских помещений. Таким образом, в малых городах затруднится доступ к импортной продукции, а бывшие официальные дилеры пополнят ряды безработных. Среди пострадавших будут и тысячи мелких торговцев — индивидуальных предпринимателей и ЧУП, созданных по Указу № 302.

Если же кто-то решит перетерпеть смутные времена, то вполне возможно, что это не удастся по другой причине. Ведь субъекты хозяйствования попавшие в разряд убыточных, легок могут быть ликвидированы облисполкомами, как то предписывает Декрета от 17.12.2007 N 8.

Кроме того, усилится тенденция монополизации оптовой торговли в стране. По мнению специалистов, место тысяч импортеров могут занять несколько полугосударственных баз. В свою очередь, крупные торговые сети займутся организацией своих центров закупки из-за границы. В результате произойдет то, чего боялись — с целью оптимизации налогообложения гипермаркетам станет очень выгодно почти весь свой доход формировать в оффшорных заграничных компаниях. Если опасения оправдаются, то бюджет потеряет существенную часть поступлений, а гипермаркеты получат дополнительные конкурентные преимущества. Последствия же монополии крупного ритейла белорусские покупатели быстро ощутят на своем кармане.

Производитель пахнет импортом

Анализ экспертов показал, что прекращение поставок отдельных товаров способно остановить работу не только мелких предприятий, но и валообразующих гигантов экономики. До таких глобальных последствий еще далеко, но уже сегодня на грани контракты Белорусской железной дорогой, и ОАО «Полимир» на приобретение необходимого для них оборудования. Некоторые видов комплектующих, специнструмента и запчастей в Беларусь поставляют только частники-импортеры. Именно они, заключая контракты с мировыми производителями, заменили громоздкую, коррумпированную и неэффективную советскую систему эскпортных закупок. При этом те дилерские скидки, которые они получают, позволяют поставлять подобные товары по приемлемой цене и в срок.

Поэтому удар придется не по спекулянтам конфетами и морковкой, а по экспортному потенциалу целых отраслей — машиностроения, нефтехимии, металлургии, деревообработки. Ведь для изготовления качественного конкурентоспособного товара зачастую необходимы иностранные компоненты.

Даже при всем желании, не получится за счет собственных сил полностью восполнить намечающийся дефицит товаров в стране. По словам председателя парфюмерно-косметической ассоциации Беларуси Михаила Кракова, «многие рынки очень узкие и заниматься импортозамещением экономически нецелесообразно». Например, на рынке присутствует несколько тысяч видов туалетной воды. Белорусы выпускают всего 24 вида. Увеличить число производимой продукции в сотни раз просто невыгодно», отметил специалист. Конечно, можно ограничиться «шипром» и «ландышем». Но народ уже привык к разнообразию..,

Бизнесмены напоминают, что любой импортер является потенциальным инвестором. И реальным тоже. Многие из них уже вложили заработанные импортом деньги в производственные проекты. Потеряв источник пополнения инвестиционных ресурсов, они эти проекты закроют. а убытки восполнить будет уже нечем. Спрашивается, кому выгодно удушение внутренних инвесторов? Разве что иностранным монополиям, у которых хватить средств скупить по дешевке белорусские предприятия. Если желание найдется.

Международный резонанс

Как известно, Беларусь имеет внешнеторговые связи со 171 страной мира. Что будет, если китайцы, россияне, украинцы, поляки и многие другие расценят ограничения для импортных товара как меры нетарифного регулирования, ущемляющие интересы их производителей? Как бы отразились на наших экспортерах аналогичные барьеры? А ведь такой сценарий вполне возможен. Скажем, если Россия, с которой у нас вроде бы должны быть равные условия для ведения хозяйственной деятельности, примет подобные меры. то экспорт сократится в разы. Правда, ни наш восточный сосед, ни многие другие страны ограничивают цены лишь для монополистов и в исключительных случаях — на социально значимые товары. Тем сильнее будет их недоумение по поводу белорусского законодательства.

Кстати, по некоторым позициям выполнять нормы постановления № 179 невозможно в принципе. Скажем, цены на природный газ, в самой России стоит 30 USD за куб, цена экспортера — 120 (пока), а потребителям в РБ его отпускают по 215 USD. Сомнительно, что через неделю получится снизить стоимость до 36 USD. Будем делать исключение из общего правила, или сразу штрафовать?.

Разрушение финансов

В своем докладе В.Маргелов отметил, что следствием постановления № 179 станет значительное снижение поступлений в бюджет НДС из-за снижения объемов (сумм) поставок по импорту и необходимости возврата уплатившим налог структурам, которые вывезут товар обратно за границу. Резко сократятся поступления НДС и других налогов от выручки по причине значительного сокращения налогооблагаемой базы импортеров. В итоге, бюджет на 2009 г. рискует столкнуться с дефицит средств.

Негативные последствия для налогообложения повлечет установленная постановлением обязанность предоставлять подтверждение уровня цен. Во-первых, компании понесут дополнительные затраты на исследования рынков и оформление документов. Во-вторых, импортеры неизбежно начнут прибегать к схемам трансфертных цен с участием оффшорных фирм. От них будут предоставляться липовые (но внешне вполне приличные) документы об уровне цен производителей. А реальная торговая надбавка останется за рубежом. В итоге, на территории Беларуси будет формироваться минимум валового дохода, подлежащего налогообложению. Но на это скользкий путь импортеров толкает не личная алчность, а свое же государство.

Ухудшение условий хозяйствования приведет к вынужденному массовому одностороннему разрыву контрактов с иностранными поставщиками, отмечает В.Маргелов, в том числе с уплатой штрафных санкций. Учитывая, что основная масса импортеров пользуется кредитами белорусских банков, внезапное прекращение деятельности приведет к неспособности возвратить большие суммы одолженных средств одновременно тысячами предприятий. В итоге некоторые аналитики предполагают, что в наихудшем варианте развития событий, скорое кризисное состояние банковской системы.

Максимальное усложнение

Главная проблема воплощения «светлой» идеи выравнивания условий ведения хозяйственной деятельности в жизнь — невозможность для большинства импортеров в сложившихся условиях вести работу добросовестно, хотя бы с минимально приемлемой рентабельностью.

У импортеров вызывает опасения предписанная постановлением система определения цены ввозимых товаров. За границей цены любого товара различаются в зависимости от условий поставки, расчетов, размера партии и множества других факторов. К тому же для развивающихся стран (в т.ч. Беларуси) цена может в разы отличаться от той, которая выставляется для других регионов. Это объясняется в том числе рисками. присущими определенным рынкам. Что в таком случае понимать под ценой производителя? Каким образом, будет контролироваться информация предоставляемая импортером? Отсутствие четкого определения расходов по импорту, разъяснений о переоценке остатков товаров, формирования валового дохода влечет множество опасных технических сложностей как для формирования цен, так и для расчета налогов

Некоторые участники рынка полагают, что не разобравшись или вольно трактуя законодательство, можно разорить штрафами любую компанию. А, значит, нас ждет виток коррупции и иных злоупотреблений.

День грядущий

Все описанные проблемы после вступления постановления №179 грозят прекращением деятельности нескольких тысяч предприятий — оптовиков-импортеров, розничной торговли, производственников. В итоге будут перечеркнуты все усилия Президента и правительства РБ направленная на улучшение деловой среды в нашей стране в последние годы. Клин взаимного недоверия между бизнесом и властью вбивается именно в тот момент, когда наметилось плодотворное сотрудничество. Председатель Белорусского союза предпринимателей Александ Калинин напомнил, что неоповещение о подготовке документа заинтересованных лиц нарушает нормы Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов

Несмотря на сложность расчетов, ожидаются следующие негативные макроэкономические последствия: снижение объема розничного товарооборота торговыми предприятиями — до 15%, поступлений налогов в бюджет — до 10%, роста темпов ВВП — до 3%. Сокращение количества рабочих мест — до 80 тыс. человек, поступлений в Фонд соцзащиты- до 20 млрд. Br. в месяц, объема иностранных инвестиций — в несколько раз.

По мнению частных экспертов уровень отрицательного внешнеторгового сальдо останется на прежнем уровне, а при неблагоприятном стечении обстоятельств, усиление кризисных явлений может принять необратимый характер.

Будет нанесен сильный удар по деловой репутации страны. Начнется отток квалифицированных молодых кадров за рубеж. За ненадобностью умрет рынок бизнес образования, который находится в самой начальной стадии развития. Сократится число ИП, отпадет средне-оптовое звено, которые ранее имело право на 20% надбавку и т. д.

Полагаем, что вышеописанные доводы являются веским доказательством того, что если клик о помощи бизнесменов не услышат, то как они, так и государство понесут невосполнимые убытки. Признает ли Минэкономики ошибочность своего решения, а после успеет дать инициативе обратный ход, будет ясно в ближайшем будущем.

Заметим, что на представленные претензии от компетентных государственных органов ответов по существу пока не поступило. Между тем, к 1 октября главе правительства должны быть представлены предложения по упрощению системы ценообразования в стране, в частности по изменению Положения о порядке формирования цен (тарифов). Хотелось бы надеяться, что в арсенале Минэкономики есть что-то кроме злополучного постановления № 179.

По мнению Виктора Маргелова «Девяносто процентов, что постановление не вступит в силу 13 сентября. Мы пришли к согласию, что оно не нужно ни власти, ни бизнесу», — отметил он. Он же предложил отсрочить введение постановления до конца года, создать рабочую группу и предметно разобраться по каждой позиции импорта. Будем надеяться, что надежда на компромисс станет первым шагом на пути решения этой проблемы. А возможно, научит чиновников, принимая те или иные решения, думать об их последствиях для страны и ее народа.

Алексей БУДАНИЦКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях