$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Вопрос-ответ

Отвечает Госстандарт

16.11.2007

(Окончание. Начало в «ЭГ» № 86)

Есть ли в республике или за ее пределами организация, которая может помочь в проведении работ по получению права нанесения CE-маркировки на изделия деревообработки (поддоны, древесноволокнистые и древесностружечные плиты и др.)?

Информацию о нотифицированных органах ЕС можно найти по адресу http://ec. europa.eu/enterprise/newapproach/nando/. Соглашения о сотрудничестве с некоторыми из них имеет БелГИСС, который готов оказывать отечественным субъектам хозяйствования помощь в проведении работ по СЕ-маркировке.

Планируется ли интеграция в единую систему систем менеджмента качества (СМК), управления окружающей средой (СУОС) и управления охраной труда (СУОТ)?

Разработку методических рекомендаций по созданию интегрированной системы планируется завершить в декабре 2007 г. Предприятия в инициативном порядке уже теперь могут приступать к ее созданию. Консультации по этому вопросу можно получить в БелГИСС.

Согласно ст. 13 Закона «Об обеспечении единства измерений» (в редакции 2006 г.) «средства измерений (СИ), предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие метрологическую аттестацию, подлежат калибровке». В то же время в соответствии с пп. 5.1-5.2 СТБ 8003-93 эти же СИ подлежат обязательной поверке. Так что же необходимо проводить: поверку или калибровку?

В данном вопросе приоритет имеет Закон «Об обеспечении единства измерений». Поэтому СИ, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие метрологическую аттестацию, подлежат калибровке.

В соответствии с руководящим документом (РД) 02260.01.10.026-2002 «Реестр отраслевых нормативных документов по стандартизации в области изготовления составных частей технологического оборудования для производства химической и нефтехимической продукции» срок действия отраслевого стандарта заканчивается в 2007 г. При отсутствии заменяющих его документов на информационно-правовом поле деятельности предприятия появляется «пятно». Возможно ли установление срока действия таких документов до замены новыми и планируется ли взаимодействие по этому вопросу с Россией? Может ли Беларусь, учитывая уровень существующего в РФ научного потенциала, принять российские документы в качестве государственных?

Реестр отраслевых нормативных документов по стандартизации утверждается министерством, концерном и согласовывается с Госстандартом. Министерство вправе продлить срок действия документа либо решить, что с ним делать до замены новым. Стандарты Российской Федерации активно применяются в Республике Беларусь путем введения в качестве государственных стандартов — СТБ ГОСТ Р. Предложения по внедрению, пересмотру нормативных документов министерство, предприятие, организация могут направлять в Госстандарт для включения в План государственной стандартизации.

При изучении на предприятии требований СТБ ИСО/ТУ 16949-2006 «Система менеджмента качества. Частные требования по применению ИСО 9001: 2000 для автопроизводителей и их поставщиков» необходимо иметь «Руководство IATF по применению ИСО/ТУ 16949» — документ, содержащий рекомендуемую для предприятия автомобильной промышленности практику, примеры, иллюстрации и разъяснения, обеспечивающие помощь при применении настоящего стандарта. В какие наиболее короткие сроки можно получить электронную версию Руководства IATF и где?

БелГИСС имеет электронную версию Руководства IATF. Ознакомиться с ней можно в Национальном фонде ТНПА.

Согласно требованиям п. 4.14 СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 внутренние аудиты проводятся сотрудниками, не зависимыми от деятельности, в отношении которой аудит проводится. Могут ли специалисты отдела технического контроля, имеющие разграничение в должностных обязанностях, проводить внутренний аудит своей деятельности в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025-2007?

В соответствии с СТБ ИСО 19011 (раздел 4) аудиторы должны быть независимы от своей деятельности. Поэтому проведение ее внутреннего аудита является неправомочным.

Какие организации занимаются внедрением системы управления охраной труда и какова стоимость этой услуги для предприятия с персоналом в количестве 1100 чел.?

Систему управления охраной труда внедряет сама организация. Методическую помощь оказывают следующие организации: БелГИСС, БелГИМ, Республиканский институт высшей школы (РИВШ), Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский, Молодечненский центры стандартизации, метрологии и сертификации и др.

Ориентировочная стоимость работ по оказанию методической помощи для предприятия с количеством 1100 человек в зависимости от его структуры, наличия филиалов и других факторов — 10-15 млн. Br.

Просим пересмотреть процедуру переоформления сертификата соответствия РБ на сертификат в системе ГОСТ Р и дать полномочия на это не только БелГИМ, но и областным органам по сертификации. Это упростит процедуру и значительно сэкономит средства и время производителя.

Пересматривать процедуру переоформления сертификата соответствия системы ГОСТ Р на белорусский сертификат нет необходимости. Любой орган по сертификации может быть аккредитован в ней по той области, на которую он заявится. Ряд организаций (БелГИМ, БелГИСС, Технический институт сертификации и испытаний в строительстве) уже сделали это.

На предприятии функционируют 3 системы менеджмента качества: СМК, НАССР, СУОС, разрабатывается СУОТ. Для уменьшения документооборота разработан интегрированный документ — стандарт организации «Внутренний аудит системы менеджмента» в соответствии с требованиями СТБ ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента». Вправе ли организация сама определять универсальные формы записей (план аудита, его программа, отчет, контрольный лист) или же необходимо придерживаться разных по всем системам форм в соответствии с ТКП 5.1.05-2004, ТКП 5.2.19-2005, ТКП 5.1.12-2006? Является ли обязательной записью при проведении внутреннего аудита системы качества НАССР опросный лист?

Организация вправе сама выбирать универсальные формы записей для всех систем менеджмента — поступать так, как ей удобно. Обязательно соблюдение главного требования: записи о несоответствиях должны документироваться и по ним должны приниматься корректирующие действия. При проведении внутреннего аудита системы НАССР опросный лист обязательной записью не является.

Предприятие получило сертификат соответствия на партию соусов по СТБ 1000-96 (соус изготовлен из свежих томатов). Действие сертификата заканчивается. Будет ли продлен срок его действия до окончания срока годности продукта? Необходимо ли продлевать срок действия сертификата на партию любой продукции, если ее остатки имеются только в торговой сети?

Срок действия сертификата на партию продукции продлевается на ее остатки до окончания срока годности продукта. Для этого заявитель за две недели до окончания срока действия сертификата направляет в орган, выдавший сертификат, письмо о продлении срока его действия с указанием точного количества нереализованной продукции, оставшейся на момент отправки письма, и сроков ее годности (хранения). Если остатки продукции имеются только в торговой сети, заявку на продление срока действия сертификата может подавать соответствующая торговая организация (пп. 7.3, 7.4 ТКП 5.2.01-2005 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья. Основные положения»).

Планируется ли разработка нормативных документов по автоматизированным системам коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)? Если да, то в какие сроки?

Разработка нормативных документов по АСКУЭ запланирована, документы будут готовы в 2008 г.

Какие изменения внесены в государственный стандарт СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования»?

В соответствии с ним на этикетке необходимо указывать дату изготовления и срок годности такой продукции. Установлены новые термины и определения, такие как «биологически активные добавки», «генетически модифицированный пищевой продукт», «фасованный пищевой продукт» и др. Запрещено нанесение на этикетку надписи «экологически чистый» (продукт), потому что нет соответствующих критериев оценки и контроля. Не допускается приписывать продукту особые свойства, в т.ч. лечебные, которыми он не обладает. Информация о наименовании продукта, в т.ч. об отличительном состоянии и специальной обработке, должна быть изложена шрифтом высотой не менее 2 мм.

Какие меры предполагается реализовать в соответствии с «Программой развития системы технического нормирования и подтверждения соответствия в области энергосбережения?

Программа утверждена постановлением Совета Министров от 31.08.2007 № 1122 и включает в себя разработку 129 ТНПА на нефтяное топливо, топливо из местных ресурсов, двигатели внутреннего сгорания, теплогенерирующее оборудование, бытовые электроприборы и информирование потребителей об их энергоэффективности. В нее также войдут нормативные документы на теплоизоляционные материалы, строительное стекло, цемент, тепловую защиту зданий и сооружений, малые энергосистемы, средства учета, работы по совершенствованию оценки соответствия энергопотребляющей продукции и услуг.

В текущем году будут завершены работы по разработке государственных стандартов, устанавливающих показатели энергетической эффективности к посудомоечным машинам, бытовым лампам, кондиционерам, электродуховкам, а также методы их контроля, что позволит потребителям выбирать технику в соответствии со своими запросами, предотвращать поставки на белорусский рынок неэнергоэффективного оборудования. Также разрабатываются госстандарты, устанавливающие требования к альтернативным и возобновляемым источникам энергии, на древесные топливные гранулы, топливные брикеты на основе торфа, древесную топливную биомассу, энергетические вторичные горючие ресурсы на основе нефтепродуктов. При этом все их требования гармонизируются с международными и европейскими аналогами.

В области ЖКХ предусматривается разработка 11 государственных стандартов, устанавливающих требования к счетчикам электрической энергии, автоматизированным системам ее контроля и учета, расхода на отопление.

Завершается формирование системы каталогизации энергоэффективной и энергосберегающей продукции, а также зданий и сооружений с учетом показателей их энергоэффективности, что будет способствовать принятию рациональных решений по выпуску и закупке необходимого оборудования при проведении технического переоснащения, модернизации и создании новых производств.

Какие «социальные» стандарты появились в последнее время?

Не имеет пока аналогов в странах СНГ стандарт, устанавливающий требования к маркировке носителей аудио- и видеопродукции и программного обеспечения, направленный на защиту авторских прав и отечественного рынка от контрафактной продукции. В документ наряду с прочими внесены реквизиты, связанные с предоставлением информации о стране-изготовителе, наименовании, местонахождении изготовителя, а также об обладателе смежных и авторских прав.

В связи с большим разнообразием материалов, применяемых при изготовлении обуви, зачастую сложно визуально определить их состав. Теперь это поможет сделать маркировка пиктограммами и символами материалов верха, подкладки и подошвы обуви, требования к которой устанавливает государственный стандарт, введенный в действие с 1 октября т.г.

В республике начато формирование нормативной базы по экологической сертификации конкретных видов продукции. На продукцию, ее упаковку будет наноситься экологический знак соответствия, подтверждающий, что она соответствует экологическим критериям и оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду.

С 1 августа этого года введен стандарт, устанавливающий экологические критерии к синтетическим моющим средствам, с 1 октября — к холодильным приборам, с 1 ноября — к обоям. Разработан проект аналогичного стандарта на телевизоры.

В июне 2007 г. в Евросоюзе введены в действие Директива 2006/121/ЕС и Регламент № 1907/2006, касающиеся регистрации, оценки, разрешения и ограничения выпуска химических веществ и материалов (REACH). К какой продукции применимы новые правила и какие меры будут предприняты в республике по их выполнению?

Новое европейское законодательство REACH охватывает химические вещества сами по себе, в смесях и в изделиях и распространяется на сферу их производства, импорта, размещения на рынке ЕС и использования. Новые правила применяются к веществам, изготавливаемым в ЕС или ввозимым на его территорию производителем или импортером в количестве не менее 1 т в год.

Под действие REACH попадает продукция таких отраслей, как химическая (производство органических и неорганических веществ, лаков, красок, полимеров), нефтехимическая, текстильная, электронная, целлюлозно-бумажная, автомобильная промышленность, черная и цветная металлургия.

Республикой Беларусь принимаются определенные шаги по обеспечению выполнения требований REACH при экспорте нашей продукции на европейский рынок, в т.ч. на межгосударственном уровне.

В настоящее время тексты Директивы и Регламента размещены на интернет-сайтах Госстандарта и БелГИСС, запланировано проведение обучения представителей заинтересованных предприятий и тематического семинара.

Какой в соответствии с национальными стандартами на биологическое топливо может быть доля в них метиловых эфиров?

Согласно действующим государственным стандартам, требования которых гармонизированы с европейскими, в дизельное топливо может добавляться до 5% метиловых эфиров жирных кислот, что не сказывается на качестве работы дизельного двигателя. В 2008 г. предусматривается разработка госстандарта на метиловые эфиры жирных кислот для котельного топлива.

Что собой представляет международный стандарт по социальной ответственности ИСО 26000?

Беларусь является одним из участников его разработки. В проекте социальная ответственность понимается как ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение. Предполагается, что в нем будут различные разделы, касающиеся экологического воздействия предприятий, их природоохранных действий, охраны труда, социальной сферы, улучшения микроклимата, запрета на использование детского труда, последствий принятия решений о выпуске той или иной продукции, прекращении ее производства, другие аспекты, связанные с комфортным состоянием работников того или иного конкретного предприятия. Одним из обязательных действий будет господдержка предприятий, которые заключат коллективные договоры о социальной ответственности.

Согласно концепции стандарт не является стандартом систем менеджмента и не предусматривает проведение сертификации предприятий с позиции их социальной ответственности. Тем не менее ООН чрезвычайно заинтересована в его появлении. В нашей республике с целью обеспечения широкого участия в его разработке создан национальный технический комитет № 20 «Социальная ответственность», в состав которого в настоящее время входит 39 организаций. Уже прошло его первое заседание. Технический комитет открыт для участия всех заинтересованных сторон.

К печати подготовили Тамара БУРДУКЕВИЧ, Лариса КУХАРЕНКО, Федор ЗАЯЦ