$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Отступление в рейтинге

23.06.2009

Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило прогноз по рейтингам банковской системы Беларуси со стабильного на негативный. Такой прогноз на ближайшие 12-18 месяцев отражает мнение агентства об усилении негативных тенденций в экономике страны под влиянием глобального кризиса.

В целом средневзвешенное (по активам) значение долгосрочного рейтинга белорусских банков в иностранной валюте, по версии Moody’s, находится на уровне B2. В свою очередь, рейтинг финансовой устойчивости банков оценивается на уровне E+. Долгосрочный рейтинг депозитов в национальной валюте установлен на уровне Ba2. Соответственно, краткосрочные рейтинги для депозитов в национальной и иностранной валютах характеризуются агентством как Not Prime. Установлены следующие потолки рейтингов банков: по депозитам в иностранной валюте — B2, по долгам в иностранной валюте — Ba2. В свою очередь, рейтинг по обязательствам правительства Беларуси в национальной валюте оценивается на уровне B1/NP.

В настоящее время рейтинги агентства Moody’s присвоены шести банкам страны (см. таблицу)*, на долю которых приходится более 80% активов банковского сектора.

По мнению аналитиков агентства, общее ухудшение операционной среды, тенденции которого уже очевидны, вероятно, приведет к росту проблемных активов, что в свою очередь окажет давление на прибыльность, ликвидность и капитал. По их мнению, «это усугубляется отсутствием гибкости, с чем сталкиваются крупные (государственные) банки для эффективной корректировки расходов, особенно с точки зрения сокращения расходов на персонал».

При этом аналитики отмечают, что банковский сектор не является основным источником финансирования ряда отраслей белорусской экономики, которые напрямую финансируются государством. Это ставит банковский сектор Беларуси в более выгодное положение по сравнению с банковскими системами других стран СНГ и снижает уровень риска дефолта по сравнению с Россией, Казахстаном и Украиной.

Участие банковской системы (80% ее активов сосредоточено в госбанках) в бесконечном кредитовании экономики, включая госпрограммы, приводит к тому, что она не успевает изменять условия кредитования в соответствии с возникающими рисками. И хотя кредитование экономики заметно снизилось по сравнению с докризисным периодом, рост общего кредитования за последние 3 месяца прошлого года и в I квартале 2009 г. на 24% может привести к более негативным последствиям для банков в случае усиления кризиса.

Агентство считает, что такой риск частично можно компенсировать за счет дополнительной капитализации банков. Примером тому может служить увеличение уставных фондов госбанков в декабре 2008 г. на 3 трлн. Br (1,4 млрд. USD). По мнению аналитиков Moody’s, госбанки, скорее всего, получат поддержку со стороны государства, однако не исключают снижения собственного капитала банков из-за растущих рисков.

При этом Moody’s предполагает, что господдержка банков не будет бесконечной, поскольку она приведет к негативным последствиям на финансовом рынке: инфляции, девальвации, снижению золотовалютных резервов. В этой связи правительству необходимо найти верный баланс между поддержкой экономики и банковского сектора. По мнению агентства, господдержка не станет спасением от ухудшения качества активов банков на фоне дальнейших проблем в реальном секторе.

Согласно официальной статистике, уровень просроченных кредитов (NPLs) является низким — 2% на конец I квартала 2009 г. Однако агентство предупреждает, что в это число могут не входить потенциальные проблемные кредиты. Например, ежеквартальные доходы значительного числа заемщиков не покрывают уровень текущей задолженности. Кроме того, наблюдается высокий темп роста NPLs (на 44% у юридических лиц в IV квартале прошлого года и I квартале 2009 г.).

Из-за снижения благосостояния и девальвации белорусского рубля качество розничных кредитных портфелей по сравнению с докризисным уровнем снизилось на 81%.

Аналитики Moody’s не ожидают существенного увеличения банкротств предприятий, на которые приходится значительная часть кредитного портфеля банков, отмечая возможность реструктуризации этих займов и/или через рефинансирование их непосредственно государством. Например, в настоящее время 22% всех проблемных кредитов выдается под государственные или муниципальные гарантии. Однако при этом уровень просроченной задолженности может продолжать расти.

Розничный кредитный портфель также подвержен негативным тенденциям. С одной стороны, на его качество выгодно влияет тот факт, что до 50% розничных кредитов выдается в соответствии с госпрограммами по низким процентным ставкам. С другой стороны, есть негативное воздействие стандартов андеррайтинга и высокой степени защиты должника, что перевешивает упомянутые преимущества и приведет к увеличению просроченной задолженности. При этом аналитики агентства отмечают, что уровень просрочки все же будет ниже, чем в России, Казахстане и Украине.

Не лучшим образом сказывается и то, что 34% кредитного портфеля банков приходится на кредиты в инвалюте (в основном в долларах США и евро). И хотя сейчас значительная доля кредитов в инвалюте выдается экспортно ориентированным компаниям, они также испытывают большое падение доходов, что ограничивает их возможности по обслуживанию долга. В свою очередь, работающие на внутреннем рынке компании и розничные заемщики пострадали от девальвации. Рост стоимости заимствований также может оказать негативное давление на истощенный потенциал заемщиков по обслуживанию своих долгов.

Учитывая скромное соотношение валютных резервов и деноминированных в иностранной валюте активов (82% на конец апреля 2009 г.), способность правительства оказывать поддержку в погашении кредитов в инвалюте ограничена. Однако, учитывая, что большинство кредитов в инвалюте сосредоточены в госбанках и выданы в основном госсектору, помимо прямой помощи компаниям могут быть использованы такие инструменты, как реструктуризация, фиксация процентной ставки, компенсация.

По мере ухудшения качества активов из-за потерь обеспечения займов аналитики агентства также ожидают снижения рентабельности. Кроме того, скорее всего, некоторые банки снизят масштаб своих операций или по крайней мере существенно сократят активность. Об этом свидетельствует сокращение кредитования по всей банковской системе на 7-15% от докризисного уровня. Это может привести к снижению показателей эффективности, особенно в госбанках, которым не хватает гибкости для существенного снижения затрат в оперативном порядке. Госбанки также не могут устанавливать высокие процентные ставки по кредитам для госсектора. В результате аналитики агентства прогнозируют дальнейшее снижение уже и без того скромных показателей прибыльности банков.

При этом отмечается, что белорусской банковской системе не хватает капитала для противодействия рискам операционной среды. Это заметно по скромному соотношению собственного капитала к активам на уровне 13% еще в 2007 г. Вливания в госбанки в конце 2008 г. улучшили капитализацию. Такая поддержка возможна и в конце 2009 г. Тем не менее агентство с осторожностью оценивает этот уровень капитализации в связи, во-первых, с высокими и продолжающимися рисками операционной среды и, во-вторых, с вероятностью вливания госбанками дополнительных финансовых средств в экономику.

Вместе с тем Moody’s не ожидает полномасштабного кризиса в банковской системе Беларуси. Это связано с возможной поддержкой госбанков со стороны государства и коммерческих банков своими учредителями, в основном из Австрии и России. При этом вероятность поддержки банковского сектора оценивается как высокая и очень высокая.

Николай ЗЕНЬКО

* таблицу см. в печатной версии «ЭГ».


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях