$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Фондовый рынок

ОТСТАЕМ НА «IPOДРОМЕ»

30.09.2011

В планах правительства — вывести на международные биржи акции 30 отечественных предприятий в течение ближайших 5 лет. При этом надежды, которые возлагают белорусские предприятия и чиновники на проекты публичного предложения инвесторам стать акционерами, сводятся к получению длинного и дешевого финансирования. Между тем подготовка к выходу на рынок первичных размещений за рубежом предполагает непростую и затратную трансформацию бизнеса: структурную, системы корпоративного управления, финансовой и управленческой отчетности. Получаемые преимущества: большие премии к чистой стоимости активов; качественный пул инвесторов; формирование высокой ликвидности акций; низкие риски; улучшение репутации компании. Убедить в этом промышленников пытались организаторы конференции «IPO как способ финансирования белорусских компаний», прошедшей в Минске на прошлой неделе.

 

В чем причина отставания Беларуси от соседних стран в использовании этой технологии привлечения капитала, считающейся в мире самой прозрачной и эффективной? По мнению экспертов, дело тут в неготовности отечественного бизнеса работать по современным стандартам и в подводных камнях самой процедуры.

 

Опыт, полученный юридической компанией «Степановский, Папакуль и партнеры» (SP&P) в ходе работы над проектами IPO, задуманными отечественным бизнесом, позволяет говорить о существовании сегодня трудноустранимых причин на пути их реализации, рассказал управляющий партнер SP&P Валерий Папакуль.

 

«В нашей практике было 2 попытки подготовить белорусские компании к IPO. Первая из них завершилась выходом клиента из проекта на этапе реструктуризации. Владельцы бизнеса оказались не готовы к тому, чтобы легализовать свои права, сделать прозрачной схему собственности. Другая компания, ознакомившись с требованиями и стоимостью процесса изменения структуры бизнеса, пока взяла тайм-аут.

 

На пути изменения структуры бизнеса огромные трудности ожидают именно госкомпании. Организационно-правовая структура наших предприятий не позволяет выходить на международные рынки напрямую. Заметим, что и российские, и украинские компании, чтобы выйти на иностранную биржу, трансформируют свой бизнес в холдинговые структуры. Это необходимо по общепринятым оценкам, с этого начинается «прозрачность». Банк — организатор размещения всегда с пристрастием следит за тем, как клиентская компания изменяется. К моменту выхода на биржу — это уже совсем другой бизнес, с другим масштабом обязательств», — подчеркнул юрист.

 

Реструктуризация бизнеса, улучшение стандартов управления и прозрачности, которые проводятся перед IPO, позволяют создать максимальную стоимость для собственников при возможном выходе из бизнеса в будущем, например, путем продажи стратегическому инвестору.

 

Расхожее мнение, что на IPO идут, когда не хватает денег, — не больше, чем заблуждение. Подготовка к нему cтоит немалых средств, кроме того, инвесторам придется доказывать как раз то, что у вас денег в текущей ситуации достаточно, что есть стратегия, на основе которой вы планируете расширяться. Никто из инвесторов не поддержит «уникальный проект» предприятия, у которого низкая ликвидность.

 

Зачем публичность?

 

Что побуждает собственников предприятий привлекать финансирование не в банке, а именно через IPO? В первую очередь то, что привлекаемое финансирование не надо возвращать, как в случае с кредитами или облигациями. Это станет особенно важным, когда оценочные коэффициенты белорусских компаний вырастут. Тогда они смогут привлекать существенные средства, размещая свои акции, пояснил вице-президент отдела инвестиционного банкинга Wood&Company Гжегош Крук. «Первичное публичное размещение — это признание компании третьими сторонами, что критически важно для доверия инвесторов; кроме того, это определение реальной рыночной стоимости бизнеса и перспектив его роста, т.к. благодаря прозрачности компании листинг на бирже создает премию к стоимости».

 

С учетом этих нюансов владельцам бизнесов и наемным менеджерам предстоит постоянно уточнять свои цели. Естественно, что менеджмент предприятия не знает всех этапов, которые предстоит пройти, для этого нужны консультанты, которые понимают конкретный бизнес в конкретном регионе. Привлекать профессиональных консультантов следует минимум за 6–12 месяцев до размещения IPO, чтобы иметь возможность подготовиться к формированию репутации на целевых рынках и достойно представить компанию потенциальным инвесторам. «Помните, что прежде всего продается история вашего капитала, привлекательность бизнеса, основанная на том, как быстро он растет, каковы его маржа, сильные стороны относительно поставщиков и клиентов. Учитывать приходится и макроэкономические условия на рынках. Текущая ситуация на них — это «закрытое окно». Мы ожидаем, что восстановление произойдет во II квартале 2012 г. Необходима готовность эмитента к тому моменту, когда и рынок будет готов», — расставил акценты Г.Крук.

 

Ответ на вопрос, где размещаться, обычно дает консультант. «Если вы не «Норильскникель», то вряд ли вам нужна глобальная площадка, например, Лондонская биржа. Общий принцип таков: компании идут туда, где деньги будут для них дешевле», — посоветовал эксперт.

 

Счастливая площадка

 

Судя по всему, Варшавская фондовая биржа высоко оценивает потенциал белорусских предприятий, чтобы выбирать IPO как способ финансирования, и потому на протяжении последних лет предпринимает маркетинговые усилия по их привлечению как на основную, так и на альтернативную (внебиржевую) площадку NewConnect, созданную для молодых компаний.

 

Старший партнер международной юридической компании Salans (Варшава) Артур Чешлик напомнил, что главный рынок Варшавской биржи регулируется комиссией ЕС по финансовому надзору, в то время как NewConnect — самой биржей. Первичное размещение акций может быть частным или публичным. По законодательству Польши частное размещение — это оферта для не более чем 99 лиц. Публичное же размещение предполагает оферту для неограниченного количества инвесторов. Для проведения публичного размещения эмитенты готовят эмиссионный проспект, который утверждает Комиссия по финансовому надзору, или информационный меморандум, утверждаемый распоряжением министра финансов Польши. Частное размещение провести легче, считает А.Чешлик. В этом случае нужен не проспект, а только информационный документ — приложение к регламенту NewConnect.

 

Если эмитент располагается за пределами ЕС, то ему неизбежно потребуется регистрация компании специального назначения (SPV) в стране Евросоюза с благоприятной налоговой и юридической средой (Голландия, Люксембург, Кипр, Швейцария, Лихтенштейн). В SPV-структуру передают акции компании, которая планирует их размещение на рынке биржи.

 

На Кипре легко проводить реструктуризацию бизнеса, любые положения английского права здесь применяются, пояснил управляющий партнер Stelios Americanos&Co. Однако сама по себе регистрация в этом цивилизованном оффшоре не считается достаточным условием, чтобы считаться налоговым резидентом. Надзорный орган должен убедиться, что решения совета директоров принимаются на Кипре. Местные директора обычно составляют большинство в органе управления.

 

Из соображений безопасности в ЕС применяется единый европейский паспорт проспекта эмиссии, т.е. ценные бумаги могут быть эмитированы в одной стране, а инвестированы — в другой, например, в Польше.

 

Условия допуска на Варшавскую биржу сформулированы в регламенте биржи и в распоряжении министра финансов Польши. Чтобы акции были допущены к обороту на регулируемом главном рынке, эмитенты готовят проспект эмиссии в соответствии с требованиями распоряжения Комиссии WE 809/204. Проспект и приложения к нему должны соответствовать принципу единого паспорта.

 

Акции включаются в предложение к допуску в биржевой оборот, при этом их общая стоимость должна быть не менее 15 млн. EUR. Доля миноритарных акционеров, каждый из которых обладает не менее чем 1% акций, должна достигать 25% общего количества голосов на общем собрании.

 

Вместо проспекта компания может подготовить инвестиционный меморандум, если предлагает к продаже финансовые инструменты низкого риска, например, объем эмиссии которых в ближайший год составит 2,5 млн. EUR. Такие бумаги распространяются в маклерские дома, инвестиционные фонды.

 

Требования составления информационного документа отсутствуют, когда публичное предложение касается ценных бумаг, общая стоимость которых в течение ближайшего года не превысит 100 тыс. EUR.

 

Рассматривая предложение о допуске ценных бумаг, управление биржи учитывает финансовое положение эмитента, прогноз его рентабельности, чистой прибыли. Аналитики, рекомендующие покупать, продавать или держать акции, ориентируются на три источника информации о компании: ее финансовые показатели, информационные сообщения о ней и инсайд.

 

Как ожидается, в Беларуси первыми выдержать гонку на «IPOдроме» и не сойти с дистанции предстоит ОАО «БелАЗ» и ОАО «Беларуськалий». По мнению аналитиков, белорусским компаниям не следует предлагать инвесторам депозитарные расписки, т.к. их ликвидность сегодня не в пример ниже, чем акций. Соответственно, они менее популярны у инвесторов. Может быть, стоит прислушаться?

 

Оксана КУЗНЕЦОВА

 

СПРАВКА «ЭГ»

 

IPO (Initial Public Offering) — публичное предложение инвесторам стать акционерами компании, сделанное впервые на международной бирже. Компания стремится продать пакет своих акций (небольшой, близкий к блокирующему) инвесторам с целью получить как финансовое вливание для развития, так и для того, чтобы по котировкам акций на бирже определить свою капитализацию или реальную рыночную стоимость. Еще одна цель — повысить свой инвестиционный рейтинг, чтобы получить доступ к другим недорогим источникам финансирования.


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях