$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОТСРОЧКА ВЫЧЕТА НДС:

13.02.2015

контрольный выстрел в импорт

Чтобы пополнить казну, власти предлагают вернуть в этом году 90-дневную отсрочку принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров, ввезенных из стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза. Эти суммы будут вычитаться в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно проекту нового указа, как и ранее в соответствии с Указом от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы», такой порядок вычета будет распространяться также на суммы НДС, уплаченные в бюджет комиссионером, поверенным, иным аналогичным лицом при выпуске в соответствии с заявленной таможенной процедурой товаров, приобретенных по поручению комитента, доверителя, иного аналогичного лица. Кроме того, данный порядок будет действовать теперь и в отношении товаров, передаваемых в пределах одного юридического лица.

Ждать 3 месяца права на вычет НДС придется в отношении ввезенных в Беларусь из стран, не входящих в ЕАЭС, товаров реализованных или предназначенных для реализации плательщиком-импортером в республике в неизменном состоянии (в т.ч. в неизменном виде, в частности, если с этими товарами будут произведены какие-либо простые операции по упаковке или переупаковке, не меняющие их свойств), а также если направление дальнейшего использования таких товаров неизвестно. Если же в течение 90 дней с даты ввоза данные товары будут использованы импортером в производстве продукции, выполнении работ (оказании услуг) или приняты им к учету в качестве объектов основных средств или нематериальных активов, то вычет сумм «ввозного» НДС производится в порядке, установленном в ст. 107 НК, в том отчетном периоде, в котором ввезенные товары использованы для одной из данных целей.

Если товары будут вывезены импортером за пределы республики, то вычесть уплаченный при ввозе НДС можно будет в порядке, установленном в ст. 107 НК, в том отчетном периоде, за который обороты по реализации этих товаров отражены в налоговой декларации (расчете) по НДС с применением нулевой ставки налога — при условии, что данный отчетный период предшествует тому, в котором истек 90-дневный срок.

Если ввозимые товары безвозмездно переданы в неизменном состоянии (виде) участником холдинга, осуществившим централизованную закупку и ввоз машин и оборудования, другим участникам в порядке, установленном Указом от 28.12.2009 № 660 «0 некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», и обороты по безвозмездной передаче при этом не будут признаваться объектом налогообложения НДС, то суммы «ввозного» налога подлежат передаче получателю — участнику холдинга в том отчетном периоде, в котором произошла безвозмездная передача. Если товары будут реализованы в неизменном состоянии (виде) участником холдинга — импортером иному участнику холдинга для использования в производстве или принятия к учету в качестве объектов основных средств или нематериальных активов, то вычет сумм «ввозного» НДС производится в порядке, установленном в ст. 107 НК, в том отчетном периоде, в котором ввезенные товары реализованы для указанных целей.

В обычном порядке (по ст. 107 НК) суммы НДС можно будет принимать к вычету при ввозе нефти, нефтепродуктов (за исключением масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей), газа, электроэнергии, метил-трет-бутилового эфира, и присадок готовых к нефтепродуктам. Предполагается, что указ вступит в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его принятия.

ИТАК, торговому бизнесу предлагается в очередной раз бесплатно прокредитовать государство, что, вероятно, вполне сочетается как с обещаниями властей поддержать предпринимательство, так и с призывами деловых ассоциаций смягчить налоговое бремя. По оценке Минфина, применение в прошлом году подп. 1.5 п. 1 Указа № 361 принесло бюджету дополнительно за счет «отсроченного» НДС около 2 трлн. Br. Теперь чиновники полагают, что дополнительного изъятия средств плательщиков не произойдет и на объемы импорта новый указ не повлияет. Основанием для такого оптимизма служат данные статистики: потребительский импорт за август—октябрь 2014 г. (в условиях действия норм Указа № 361) вырос по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 15,3% и составил 2436,5 млн. USD. По мнению Минфина, это свидетельствует о том, что издержки, связанные с применением отсрочки по НДС, посредством повышения цен на импортируемые товары были «переложены» на покупателей еще в 2014 г., а потому дополнительные инфляционные ожидания от принятия нового указа не возникнут.

По расчетам Минфина, издержки плательщиков, связанные с привлечением заемных средств для уплаты НДС, в условиях действия положений проекта указа могут составить до 1,5 млн. USD в месяц — 0,116% к месячному розничному товарообороту импортными товарами или 0,064% к месячному розничному товарообороту в целом в условиях 2014 г. Это, как говорится в обосновании, «свидетельствует о незначительном влиянии отсрочки вычета по НДС на финансовое положение субъектов хозяйствования». Тогда логично спросить: неужели столь скромные суммы так уж нужны бюджету, в котором запланировано поступление НДС на сумму 52,3 трлн. Br? Между тем сами бизнесмены оценивают свои потери гораздо выше. Трехмесячное изъятие суммы, равной 20% стоимости товаров, при нынешних ставках кредитов с учетом инфляции складывается в весьма увесистую часть издержек. По расчетам экспертов БСПН им. Кунявского, рост цен у крупных предприятий может составить 2–3%, средних — 3–5%, микро- и малых — 5–7%, а по отдельным группам товаров — до 10%. При этом нехватка средств заставит импортеров снижать объемы закупок, что повлечет дефицит и новый виток роста цен.

СРАВНИВАТЬ III–IV кварталы 2014 г. с предыдущими периодами, на мой взгляд, не совсем корректно и по другим причинам. Во-первых, рост доходов населения в 2012-м — I полугодии 2014 гг. создал мощную инерцию спроса, который торговля стремилась удовлетворить. Не случайно в прошлом году, несмотря на усилия властей, включая разработку Указа № 361, потребительский импорт вообще рос ускоренными темпами. Так, в августе—ноябре 2014 г. он достиг 3433,5 млн. USD — на 23% больше, чем в предыдущие 4 месяца (см. график на с. 3). Всего же импорт потребительских товаров за 11 месяцев 2014 г. увеличился на 13,7% по сравнению с январем—ноябрем 2013 г., в т.ч. продовольственных товаров — на 26,4%, а непродовольственных — на 6,8%. При этом доля продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли сократилась с 71% в 2013 г. до 69,8% в 2014-м, в т.ч. по продовольственным товарам — с 83,2 до 82,2%, а непродовольственным — с 55,1 до 53,1%. Некоторые действительно успели «переложить» издержки от Указа № 361 на покупателей, что немало поспособствовало превышению инфляции в прошлом году прогнозного уровня в 1,5 раза. Такие факторы обычно сказываются на ценах с временным лагом в 2–3 месяца.

Во-вторых, рост белорусского потребительского импорта отчасти объясняется транзитными поставками, предназначенными для России. Например, темпы роста импорта фруктов и рыбы во II полугодии 2014 г. удвоились по сравнению с январем–июнем, неожиданно стали завозиться молоко и сливки несгущенные (на 39,3 млн. USD больше, чем в 2013 г.), мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (на 34,1 млн. USD). С другой стороны, уже после принятия Указа № 361 стало ясно, что некоторым компаниям будет выгоднее переместить поставки на Россию и Казахстан, чтобы минимизировать свои потери.

ЕЩЕ некорректнее сравнивать условия ведения бизнеса в прошлом и нынешнем годах. Помнится, на стыке этих лет в республике случилась некоторая коррекция курса национальной валюты (в просторечии именуемая 40-процентной девальвацией), которая после довольно бурных рывков стала плавной, но отнюдь не закончилась. В результате субъекты хозяйствования лишились изрядной части своих оборотных средств, а образовавшиеся курсовые разницы значительно ухудшили их финансовые результаты. Порой настолько, что превратили некогда вполне благополучные предприятия в форменных банкротов. Брать кредиты на пополнение оборотных средств в таком состоянии весьма затруднительно — Нацбанк прямо рекомендует банкам относиться критически к подобным заемщикам. В свою очередь, зарубежные поставщики, напуганные валютными рисками, существенно ужесточили условия расчетов, что увеличивает потребности белорусских импортеров в средствах. Так что «незначительное влияние» отсрочки вычета по НДС в сочетании с остальными факторами, порожденными макроэкономическими просчетами и фискальной политикой властей, вполне способно стать для некоторых компаний последней соломинкой, ломающей хребет их бизнесу.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях