$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ОТРЕЗВЛЕНИЕ РОМАНТИКОВ©

10.11.2015

После захватывающего широкого обсуждения необходимости реформ в узких кругах осенних конференций требовался мощный завершающий аккорд. Пока им стала речь Президента Александра Лукашенко на своей 5-й инаугурации. Глава государства дал вполне ясный ответ всем, кто «слишком много сегодня говорит и пишет о реформах, о структурных реформах» и пытается толкнуть нашу страну на путь преобразований, которые приведут к потере достижений в социальной сфере и ломке политического строя.

Действительно, едва ли не каждый доклад зарубежных и местных экспертов и аналитиков, звучавший на конференциях, проходивших в сентябре-ноябре, изобиловал если не призывами к реформам в Беларуси, то описанием проблем, которые не решить без серьезных изменений. При этом из уст высокопоставленных чиновников зазвучали утверждения, что определенные перемены обязательно будут, причем уже не точечно, осторожно, с учетом нашего особого пути, а довольно масштабно, хотя и не слишком радикально. К этому подталкивают финансовое положение госпредприятий, заботливо огражденных от приватизации, неэффективность сельского хозяйства, без конца требующего дотаций, падение экспорта, нехватка денег на жилищное строительство, проблемы пенсионной системы, шатающейся под давлением демографических сдвигов. Решить эти проблемы только за счет совершенствования отдельных административных процедур, укрепления дисциплины и контроля невозможно.

Но для значительной части общества необходимость в переменах отнюдь не очевидна. Едва ли не главным достижением белорусской социально-экономической модели всегда считались стабильность, отсутствие шоковой терапии. Правда, то и дело случаются приступы шока, но они рассасываются то ли сами по себе, то ли после очередной дозы российской помощи. До терапии, не говоря уже о хирургическом вмешательстве, дело никогда не доходит. А потому народ в основной массе никаких реформ не жаждет. Мало кто верит, что они приведут к скорому улучшению благосостояния, но зато достаточно тех, кто боится любых новшеств, будучи уверенным, что лучше не будет, а хуже всегда может стать. В комплексе это складывается в инертную массу, раскачать которую какими-то лозунгами весьма проблематично. Это чутко заметил Президент, заявив в своей речи «народу вбрасывают различные идеи, заставляют думать, но ему нужна генеральная линия, чтобы его кто-то вел».

К тому же оценить «вброшенные» идеи непросто. «Уж слишком много сегодня говорят и пишут о структурных реформах, и никто не сказал, что это за реформы. Что это за структурные реформы? Но если кто-то за реформы, то будьте честны и скажите, что надо сломать политический строй, государственный строй. Надо разделить, разрезать государственную
собственность! И раздать! На это нас толкают реформы. – заявил А.Лукашенко. – И за эти реформы кое-кто сегодня в мире готов много заплатить. Задайте себе вопрос: «Нам нужны такие реформы?».

Этим вопросом некоторая часть общества задается в последнее время довольно часто. Очевидно, что многие представители бизнеса считают, что реформы им нужны и готовы идти по этому пути весьма далеко. При этом их не столько пугает опыт России и Украины, сколько привлекает куда более убедительный пример Польши, Чехии и множества других стран, где в разное время прошла трансформация «уникальных» моделей. Другое дело, что среди сторонников реформ вряд ли найдется много желающих всерьез напрягаться для воплощения в жизнь своих взглядов.

Заданные Президентом вопросы «Что плохо в той системе, которую мы создали? Что мы сделали не так?» – отнюдь не являются риторическими. Успешность любой социально-экономической системы измеряется не только набором социальных благ, отпущенных населению на протяжении 10-15 лет, но и устойчивостью на достаточно длинном промежутке времени. Между тем многие участники Кастрычницкого экономического форума отмечали, что рентные экономики, к которым они относят и Беларусь, утратив сырьевые источники роста, быстро теряют способность обеспечивать на прежнем уровне систему социального обеспечения. Это подтверждается не только теоретическими исследованиями, но и опытом многих стран, пытавшихся в разное время в различных местах построить разнообразные варианты «рыночного социализма».

Первые признаки этого процесса мы наблюдаем в Беларуси. С утратой прежних темпов роста экономики государству все труднее поддерживать социальные программы и неэффективные госпредприятия, не говоряуже об уровне жизни., Но признаться в этом чрезвычайно трудно. Такими переменами, как повышение пенсионного возраста, введение платной медицины и образования сегодня особо и пугать не надо. Рост безработицы (особенно скрытой), качество здравоохранения и престиж образования постепенно закаляют людей, готовя их к восприятию изменений. Нужно что-то менять или обещать, что все исправится и без перемен. Вот А. Лукашенко и обещает, что экономика будет поднята на более высокий уровень, станет качественно иной, продолжится технологическая, управленческая и инновационная модернизация. При этом главными приоритетами должны стать «экономия, качество и эффективное управление», причем одновременно остается в силе требование «о безусловном сохранении рабочих мест и выплате достойных зарплат». Остается убедиться на практике, что два эти тезиса совместимы. Ведь одна из основных задач правительства – синхронизация темпов роста доходов населения и производительности труда.

ПОКА еще никому не удавалось построить административно-командными методами инновационную экономику, где доминирует государственная собственность, и войти в число наиболее развитых государств. Тем не менее в Беларуси декларируется намерение продолжать эти попытки. При этом Президент пообещал, что «мы сделаем все от нас зависящее, чтобы Беларусь стала одним из самых притягательных мест для инвестиций».

Заметим, что инвестиционная привлекательность определяется, прежде всего, уровнем защиты прав инвесторов, т.е. собственников. Это требует не только обещаний, но и устойчиво работающих институтов, включая как независимый суд, так и массу частной собственности вообще. Однако отношение к этому вопросу никакому изменению не подлежит. А. Лукашенко в очередной раз категорически высказался против частной собственности на землю и приватизации. «Сегодня руководителя крупного предприятия сложно найти талантливого, а вы хотите землю порезать и раздать этим бедолагам, которые будут лопатой ее копать? – заявил Президент – Что мы будем ломать в сельском хозяйстве?»

Очевидно, вместо «ломки» мы будем по-прежнему систематически вливать в АПК дотации, уверяя себя, что это общепринятая в мире практика.

Президент заверил, что готов на приватизацию, но по достойной цене. Правда, он и сам признал, что «за большую цену никто не возьмет». В качестве примера глава государства вспомнил, как предлагал купить «Беларуськалий» за 32 млрд. USD, но покупателей не нашлось. А.Лукашенко в очередной раз заявил, что не будет делить то, что «веками наживалось белорусским народом». Интересно, что совсем недавно в правительстве заявляли о намерении передать на льготных условиях неэффективные и убыточные госпредприятия и иные активы в частные руки.

ИТАК, в ближайшие 5 лет кардинальных перемен Президент не допустит. Осталось понять, что думают об этом упомянутые им спонсоры реформ? На эту роль, кажется, могут подойти только Евразийский банк развития, с которым белорусские власти практически согласовали условия предоставления кредита в 2-3 млрд. USD, и МВФ, очередная миссия которого прибыла вчера в Минск для обсуждения возможности новой программы сотрудничества. При этом если ЕАБР готов ограничиться ковенантами, затрагивающими лишь некоторые аспекты денежно-кредитной политики, то у МВФ требования гораздо серьезнее. Глава миссии фонда в Беларуси Питер Долман заявил, что цель визита – обсудить с властями экономическую политику и реформы, выяснить, достаточную ли базу они составляют для программы Беларуси с МВФ. По его словам, 3-летняя программа подразумевает глубокие структурные реформы, нацеленные на повышение роли частного сектора. Кроме того, предполагается принятие мер социального характера, призванных защитить наиболее уязвимые слои общества.

В МВФ считают, что преобразования, которые рекомендуется провести, «укрепят среднесрочные перспективы Беларуси и будут способствовать увеличению среднего дохода белорусских семей». Но у главы государства, судя по инаугурационной речи, иное мнение. Теперь белорусским чиновникам придется проявить чудеса дипломатического искусства, чтобы заверить миссию МВФ, что предлагаемая «дорожная карта» по структурному реформированию экономики страны имеет шансы на реализацию.

Леонид ФРИДКИН