Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
22.01.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отраслевые "корректировки" государственной программы

Гомель занимает в республике первое место по количеству объектов коммунальной собственности, реформированных за последние 10 лет. Чего не скажешь о других "родах войск" народного хозяйства. Почему так происходит? Об этом рассуждает председатель Гомельского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Анатолий СЫЧЕВ.
Гомель занимает в республике первое место по количеству объектов коммунальной собственности, реформированных за последние 10 лет. Чего не скажешь о других "родах войск" народного хозяйства. Почему так происходит? Об этом рассуждает председатель Гомельского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Анатолий СЫЧЕВ.

Процесс реформирования собственности в большей мере затронул объекты коммунальной собственности. Здесь реформировано 653 предприятия торговли и общественного питания (75%), бытового обслуживания населения (50%), агропромышленного комплекса (56%) и местной промышленности (52%). В три с лишним раза меньше приватизированных объектов республиканской собственности. Если смотреть в отраслевом разрезе, первое место занимает Беллесбумпром -- разгосударствление собственности составляет 100%. Положительный эффект процесса смены собственников виден по итогам 2001 года. Предпринимательский сектор экономики области (а это более половины общего числа ее предприятий) дал свыше 40% общего объема производства и полученной прибыли.

Но если такие результаты, то почему освобождение предприятий от государственного патронажа не идет быстрее? Резервы-то есть! Объектов хватает, и они достаточно привлекательны.

Беда в том, что на них резко упал спрос. Так, на 38 объектов (26 -- республиканской собственности, 12 -- областной коммунальной), которые включены в перечень подлежащих приватизации, поступила только одна заявка от предпринимательской структуры и 10 объектов пожелали преобразовать в ОАО сами трудовые коллективы. Остальные проигнорированы. А среди них есть предприятия и сельскохозяйственного назначения, и строительные организации, и машиностроительные.

Потускнели, стали малолюдными аукционы и конкурсы на многие объекты незавершенного строительства, структурные подразделения мебельных предприятий, легкой промышленности, объекты бытового обслуживания в сельской местности.

В чем же дело? Неужели люди стали бояться самостоятельности? Неужели пропало желание богаче жить?

Конечно же, нет. Пробуксовывание приватизации в области -- результат многих причин. Прежде всего это всеобщее обнищание предпринимательских структур. У них просто нет достойных денег. К тому же появился страх перед риском, возможными последствиями дорогой покупки. Боятся непредсказуемости со стороны государственных органов управления, непоследовательности в проводимых реформах. А потом уже я бы назвал недостаток атмосферы понимания населением смысла и эффекта реформ, его неготовность работать в новых рыночных условиях. Поэтому и явно отстает приватизация от темпов, намеченных в Государственной программе на 2001--2005 годы, утвержденной Совмином республики еще в 2000 году. Так, в Концепции управления госимуществом названы такие цифры и сроки, выполнение которых на сегодняшний день составляет 15--25% (в зависимости от отраслей). И есть опасение, что руководство этих отраслевых органов еще слабо представляет себе масштаб и последовательность этой работы. Такие задачи, как определение оптимального количества государственных унитарных предприятий, учреждений, уменьшение убыточных объектов, снижение расходов бюджетного финансирования на содержание казенных предприятий и учреждений и, наконец, очень важное направление -- совершенствование системы реформирования госсобственности в целях привлечения инвестиций -- еще не стали, кажется, предметом пристального внимания отраслевых органов управления республиканской собственности.

Предложение Гомельоблимущества уже с 2001 года приступить к реализации и обеспечению единой государственной политики по управлению государственным имуществом и, как одной из ее составляющей, провести на Гомельщине приватизацию унитарных предприятий с численностью работающих до 200 человек, не нашло поддержки в отраслевых министерствах республики. Так, при наличии в Минпроме 36 предприятий с численностью до 200 человек в перечень подлежащих реформированию в 2000 году было включено только 2, в Минстройархитектуре при наличии 52 -- ни одного.

Существует еще одна весьма важная причина, без устранения которой не следует форсировать процесс приватизации. Это наведение порядка в инвентаризации имущества, в оприходовании и оценке неучтенного имущества, постановке его на баланс предприятий. Насколько серьезна эта проблема, судите сами.

В результате проверок в 1999 году по Министерству архитектуры и строительства на трех предприятиях выявлено 22 неучтенных объекта остаточной стоимостью 2054,3 тыс.руб. По Минсельхозпроду на двух предприятиях "затерялись" 13 объектов на сумму 810,984 тыс.руб.

В 2000 году при аналогичных проверках установлено, что при разработке проектов преобразования в Минстройархитектуре на трех предприятиях не учли 155 объектов остаточной стоимостью 107084,7 тыс. руб. В Минпроме на двух предприятиях обнаружено 57 "новых" объектов на сумму 24518,4 тыс.руб.

Тенденция нахождения "мертвых душ" сохранилась и в прошлом году. В первом полугодии на 5 предприятиях нашли 303 нигде не значащихся объекта Беллегпрома, Беллесбумпрома, Белгоспищепрома, Белместпрома, Белбытсоюза. Руководителям предприятий предъявлены предписания с требованиями по постановке этих объектов на бухгалтерский учет.

Думается, что темпы приватизации могут возрасти и приносить более весомые результаты, способствовать созданию условий по формированию рыночной экономики, только когда появится атмосфера слаженной и заинтересованной работы отраслевых органов управления по выполнению Концепции управления госимуществом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений